Содержание
Введение…………………………………………………………………...………..2
1. Фридрих Ницше ……………………………………………………...…………4
2. Ницше о существе порядка в своей философии………………………………7
3. От пессимизма к нигилизму…………………………………………………...12
4. Понятие нигилизм……………………………………………………………...13
5. «Европейский нигилизм» Ницше……………………………………………..14
5.1. «Активный» и «пассивный» нигилизм Ницше………………………….18
5.2. Стержнень нигилизма Ницше – утверждение «Бог умер!»…………….19
5.3. «Философский авангардизм» Ницше и Маркса…………………………20
5.4. Гносеологический нигилизм……………………………………………...21
6. Период «Лев или нигилизм»…………………………………………………24
6.1.Нигилизм и познание……………………………………………………..27
6.1.а. Нигилизм и субъект………………………………………………...27
6.1.б. Нигилизм и познание ……………………………………………...28
6.1.в. Нигилизм и сущее…………………………………………………..30
6.2. Нигилизм и искусство…………………………………………………….31
6.3. Переход к преодолению нигилизма……………………………………...34
7. "Позднее" творчество Ницше: эстетика преодоления нигилизма ………….35
Заключение………………………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………………..38
Введение.
Фридрих Ницше замыкает своей философией ХIХ век. Его воззрения – яркая реакция на философию Нового времени, прежде всего на логоцентризм. Сущность вещей, считает Ницше, это не научная или моральная, а слепая воля к власти. Все слабое Ницше презирает, а все сильное воспевает. Симпатии Ницше на стороне сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы. Лозунг Ницше – живи опасно.
Ницше – прекрасный филолог и музыкальный импровизатор. Все это переплавляется у него в своеобразную философскую форму, где яркие литературные эссе, проповеди, афоризмы, декларации, написанные подчас в музыкальных ритмах, то и дело противоречат друг другу. Ницше разрушает нововременной логоцентризм. Старые ценности его не устраивают. Науку он ставит не слишком высоко. Довольно часто «воля к истине» есть лишь выражение бессилия «воли к творчеству». Само понятие истины Ницше ставит под сомнение. Откуда известно, что истина есть? Человек интерпретирует, но не ради истины, а реализуя свое стремление к власти. Ницше решительно выступает против «малокровных» идеалов христианства, морали, науки.
Кажется, что Ницше разрушил все ценности Нового времени. Но… «бог умер; и мы хотим – пусть живет сверхчеловек». На место Бога Ницше ставит человека, но это и есть главное положение философии Нового времени. Ницше не отказался от философии Нового времени и вместе с тем многое в ней разрушил. Он мечтал «о неслыханном синтезе», но осуществить его не сумел. Философия Ницше венчает собой философию Нового времени.
Стоит отметить, что на протяжении всего ХХ века провозглашается "смерть искусства", которую объясняли, в частности, с некоторыми положениями философии Ницше. Но на основе анализа эстетики Ницше можно убедиться, что эта смерть вызвана в большей степени не "смертью бога", а определённой неразрешимой - или даже тупиковой - ситуацией в творческой эволюции немецкого философа, которая кажется необходимой в силу развития, но в то же время и представляется невозможной в силу её безысходности - такое соединение невозможного и необходимого и представляется "смертью": бога, человека, искусства. Именно такой итог творческого пути обнаруживает в итоге философия Ницше.
Как мы видим, Ницше отрицает, разрушает, опровергает. В тоже время, нигилизм – это полное отрицание всего, полный скептицизм и разрушение чего-либо. Поэтому тема нигилизма прослеживается во всем творчестве Фридриха
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.