Ницше, отвергая систематичность в философии, всё же не только не отказывается от её целостности и упорядоченности, но и призывает к ней, при этом подобный призыв прослеживается не столько в указании на возможность порядка, сколько в требовании рассматривать саму философию Ницше как нечто единое и имеющее порядок.
В творчестве Ницше выделяют три периода. Первый ограничивается работами, написанными немецким философом до 1875 года: "Рождение трагедии из духа музыки", "Несвоевременные размышления" и ряд статей. Считается, что Ницше в этот период находился под влиянием Вагнера и Шопенгауэра, в связи с чем, как правило, появляется аббревиатура "Ницше романтического периода" и "ранний Ницше". Второй период ограничивается 1875-1881 годами, когда на свет появились "Человеческое, слишком человеческое", "Утренняя заря", первые главы "Весёлой науки". В связи с увлечением Ницше в данный период естественными науками, а также в связи с особой проблематикой работ, период получил название "критический Ницше" или даже "позитивистский Ницше". Наконец, третий период ограничивается 1881-1888 годами, когда философом были написаны последние главы "Весёлой науки", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Сумерки богов", "Казус Вагнер", "Ницше контра Вагнер", "Антихрист", "Ecce Homo" и множество заметок и неопубликованных фрагментов. В связи с пафосом творения ценностей данный период именуют "созидательным периодом" или же просто "поздним Ницше".
В работе "Так говорил Заратустра" Ницше говорит о "трёх превращениях духа": верблюде, льве и ребёнке. "Много трудного существует для духа, для духа сильного и выносливого, который способен к глубокому почитанию: ко всему тяжёлому и самому трудному стремится сила его. Что есть тяжесть? - вопрошает выносливый дух, становится, как верблюд, на колени и хочет, чтобы хорошенько навьючили его... Всё самое трудное берёт на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню". [5]. “Верблюд - это метафора того состояния "духа", при котором признаются существующие ценности, и эти ценности давят, как давит груз верблюда - давят в силу того, что ценности "тяжелы", быть может даже лживы, но нести их, признавать их всё же необходимо в силу неизвестной пока причины, по велению неизвестного, но всемогущего Хозяина верблюда. Именно такое состояние возможно охарактеризовать как пессимизм, - и не случайно именно пессимизм видит и ценит Ницше в Шопенгауэре, Вагнере и древних греках.”[10]
“Следующее состояние - состояние льва - Ницше характеризует как положение свободы от этого груза ценностей, "свободу хочет он (лев) себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне". [5]. При этом лев отвергает того самого Хозяина, что понукал верблюда и который знал только два слова: "ты должен!", в котором явствует отрицание всего того, что признавалась до сих пор ценным. "Создавать новые ценности - этого не может ещё лев; но создать себе свободу для нового созидания - это может сила льва. Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом - для этого, братья мои, нужно стать львом". [5]. Очевидно, что лев - это разрушитель всего истинно-ценного, это тот зверь, который разрывает в клочья все существа, которые он видит, но этот зверь не порождает никаких новых, невиданных доселе существ; это отрицатель существующих ценностей, но без утверждения новых. Данную метафору льва возможно именовать нигилизмом, т.е. состоянием, при котором отрицаются, но не созидаются ценности.
Наконец, третье состояние - ребёнок. "Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения. Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир".[5]. Ребёнок - это творец, который тем и занимается, что творит новое, творит именно исходя из той силы, что заложена в нём. Данное состояние возможно и необходимо наименовать как то состояние, когда уже лев оставлен далеко позади, как состояние преодоления нигилизма и как состояние творения новых ценностей.
Итак, таковы три этапа отношения к жизни, или "превращения духа": верблюд, или пессимизм; лев, или нигилизм; ребёнок, или преодоление нигилизма.
Как мы видим, нигилизм занимает достаточно весомое место в философии Ницше, уже на первом этапе мы видим переход от пессимизма к нигилизму, второй этап весь посвящен нигилизму и третий этап – преодоление нигилизма. Рассмотрим место нигилизма на этих этапах более подробно.
2. От пессимизма к нигилизму.
Первый этап завершается мыслями о том, что истина, становится знаком вопроса. Не есть ли, спрашивает Ницше, вся эта жизнь - иллюзия, при этом иллюзия настолько, что ничего неиллюзорного нет? Не есть ли вся эта жизнь - ничто, при этом ничто настолько, что нет и не предполагается утверждение какого-либо "что"?
В этих вопросах ставится под сомнение не только и не столько жизнь, сколько сам живущий: жизнь с её иллюзорностью и сам живущий оказываются неразрывно связанными друг с другом: "Вот картина жизни и из неё научись понимать смысл твоей жизни. И наоборот: читай лишь свою жизнь, и из неё понимай иероглифы жизни
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.