Особенности психологии как науки: предмет, факты, закономерности и механизмы психической деятельности. Задачи психологии

Страницы работы

Содержание работы

Утверждаю

Зам. директора  по учебной работе

_________________

Утверждено на заседании ПЦК

психолого-педагогических  дисциплин

Протокол № ___ от _________20 ___г.

Председатель ПЦК ____________

Промежуточная аттестация 2014-2015  учебного года, 1 курс  1 семестр дисциплина:  психология преподаватель: группа: 11сд, 12сд специальность 050710  Специальное дошкольное образование

Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету

Раздел I. Общие основы психологии

Тема 1.1. Психология как наука

1.  Особенности психологии как науки: предмет, факты, закономерности и механизмы психической деятельности. Задачи психологии.

2.  Познавательные и эмоционально-волевые процессы. Психика, ее уровни и формы.

3.  Единство мозговой и психической деятельности человека. Сознание и бессознательное.

4.  Связь психологии с педагогической наукой и практикой. Структура современной психологии.

Тема 1.2. историческое развитие психики.

1.  Особенности психического отражения.

2.  Сравнительный анализ психики человека и животных.

Тема 1.3. Методы психологии.

1.  Объективный характер научных методов.

2.  Наблюдение, эксперимент, виды, специфика их организации в общей и детской психологии.

3.  Тесты, их диагностическая ценность.

4.  Беседы, ее виды, специфика проведения.

5.  Метод отраженной субъективности.

6.  Проективные методы.

7.  Социометрия, референтометрия, специфика их проведения.

Практические задания:

1.  Решение психологических задач и тестовых заданий открытого и закрытого типа.

2.  Осуществление сравнительного анализа психики человека и животных.

3.  Анализ структуры взаимоотношений детей в группе детского сада.

4.  Установление причин неблагополучия детей дошкольного и школьного возраста в группе сверстников.

5.  Выработка (составление) рекомендаций для воспитателей ДОУ по формированию позитивной атмосферы в группе.

Раздел II. Основы психологии личности.

Тема 2.1. Общее представление о личности  в психологии.

1.  Понятие личности индивида, человека в психологии.

2.  Фазы развития личности.

3.  Структура личности.

4.  Виды активности личности.

5.  Значительные механизмы личности.

Тема 2.2. Закономерности психического развития личности.

1.  Человек как субъект образовательного процесса и воздействия со средой.

2.  Понятие индивидуальности, формы проявления психического склада личности.

3.  Персонализация, деперсонализация личности.

4.  Самосознание, самооценка, уровень притязания личности. Мотивация личности. Виды.

5.  Потребности личности, их иерархия.

6.  Образ – «я», его компоненты, виды.

Практические задания:

1.  Решение психологических задач.

2.  Самоанализ личностных особенностей.

3.  Составление программ личного роста.

Раздел III. Особенности детей дошкольного возраста.

Тема 3.1. Типологические и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

1.  Возрастная периодизация детей дошкольного возраста.

2.  Характеристика возрастных и половых особенностей детей дошкольного возраста.

3.  Теории полоролевой социализации, идентификации, половой тепизации и категоризации.

4.  Типологические особенности детей дошкольного возраста.

5.  Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

Практические задания:

1.  Подбор ПДМ по выяснению индивидуально-психологических особенностей детей дошкольного возраста.

2.  Выявление  И – Т особенностей детей дошкольного возраста. Истоки детской индивидуальности.

Форма зачета: работа в трех микрогруппах

«Психологи», «Социологи», «Исследователи»

Каждая микрогруппа работает по заданному разделу: теоретические вопросы и практические задания.

Определяется тема и вопросы  обсуждения в группах.

Оценивается индивидуальная работа и ответ о работе микрогруппы. Общая оценка озвучивается преподавателем.

Критерии оценки:

- объем знаний и умений;

- уровень их сознательности;

- степень актуализации;

- проявление интеллектуальных функций;

- научность, личность изложения.

Литература:

Основная

1.  Детская практическая психология/под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2001.

2.  Детская психология/сост. Л. П. Скрыльникова, Л. Г. Спивак. — М., Флинта, 2008

3.  Ефимова Н. С. Основы общей психологии. — М., 2007

4.  Лабораторный практикум по детской психологии/сост. Л. П. Скрыльникова, О. И. Богомягкова. — М., Флинта, 2008

5.  Маклаков А. Г. Общая психология. — М., С-П. Н-Н., 2006

6.  Немов Р. С. Общие основы психологии. Кн. 1. — М.,2001

Дополнительная

1.  Ендрющенко Т.Ю., Шагилова Г.М. Кризис развития ребенка 7 лет. – М., 2003

2.  Грановская Р.У. Психология в примерах. – С.-П., 2007

3.  Детский практический психолог/ под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М., 2001

4.  Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.И. Психология – М., 2003

5.  Основы психологии: практикум/под ред. Столяренко – Ростов-на-дону, Феникс, 2005

6.  Сонин В.А. Психологический практикум. – М., 2007

7.  Штерн А.С. Введение в психологию. – М., 2003

8.  Хозиев В.Б. Психология. – М., Воронеж, 2000

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Задания на контрольные работы
Размер файла:
21 Kb
Скачали:
0