2. Рынки
Рынок – совокупность спроса, предложения и цены на товар за некоторый промежуток времени в заданном географическом регионе
Спрос – платёжеспособная потребность в товаре со стороны покупателя.
Предложение – товарная масса, которая может быть доставлена в определённое место и время для продажи.
Цена – количество денег, на которое обменивается товар при куплепродаже
n Потребительский рынок, рынок товаров широкого потребления (ТШП), рынок товаров личного потребления (ТЛП), рынок Business-To-Consumer (B2C) – рынок товаров для граждан (физических лиц), которые используют товары для личного потребления
n Рынок товаров производственного или промышленного назначения (ТПН), Business-To-Business (B2B) – рынок товаров для предприятий, которые используют товары в процессах производства, перепродают и.т.п. Разновидность
В2В - рынок Business-To-Government (B2G)
Факторы увеличения спроса (сдвиг кривой вверх относительно начального состояния):
n рост доходов покупателей
n изменение предпочтений покупателей в выборе марки товара
n увеличение цен на товар-заменитель (конкурент) n снижение качества у товара-заменителя n улучшение качества нашего товара и т.п.
Факторы увеличения предложения:
n снижение затрат на производство
n снижение налогов
n увеличение количества доступных ресурсов и т.п.
n Рынок в масштабах всего земного шара: сырье (нефть, металлы, лес, уголь и пр.), финансы (валюты, золото, кредиты и задолженности, ценные бумаги и другие финансовые инструменты), сельхозпродукты. Цена формируется на основе редкости ресурса. Мировые рынки формирую основу издержек производства во всех странах.
n Рынок в масштабах одной страны. Существование рынка обусловлено наличием границы, национальной валюты, уровнем благосостояния, политическим состоянием общества и т.п.
n Рынок в масштабах одного географического региона внутри страны. Обусловлен административным, климатическим, транспортным единством населенных пунктов региона.
n Характеризуется спросом и предложением в определённом населённом пункте, а также части населенного пункта.
Емкость рынка – объём потребления товара в натуральном выражении или в деньгах за некоторый промежуток времени на географическом рынке.
Доля рынка – отношение объема продаж фирмы к емкости рынка, выраженное в процентах
qdE100f %
или приближенная формула доли рынка
dq100Fif1 %
qf
– объём продаж фирмы в определённый отрезок времени на определённой территории, Е – ёмкость рынка, F – количество фирм
qi1F (конкурентов) на рынке.
- совокупный объем продаж всех (F) фирм на рынке.
n Опросы и наблюдения за покупателями
n Данные государственных статистических органов (комитеты по контролю, лицензированию, регистрации, таможня и т.д.)
n Мониторинг продаж в розничной торговле (фирмы GFK,
A.С. Nielsen Research, TNS)
n Статистические методы анализа (временные ряды и проч.)
Для товаров широкого потребления повседневного спроса на основе опросов покупателей:
где Е – объем спроса или емкость рынка, руб. или натуральный показатель; Q - количество покупателей, чел. или домохозяйств; N – среднее число покупок в год одним покупателем, шт.; C - средний размер покупки, руб., или натуральный показатель.
Производители |
Январь 2005 г |
Февраль 2005 г |
Изменение доли |
|
ЗАО «Кронштадский МПЗ» СПб |
24,2 |
23,3 |
-0,9 |
|
ООО «Пит-Продукт» СПб |
9,8 |
14,7 |
4,9 |
|
ОАО «Парнас-М» СПб |
12,6 |
10,5 |
-2,1 |
|
OOO МПЗ «КампоМос» Москва |
3,3 |
5,5 |
1,8 |
|
ЗАО «Микояновский мясокомбинат» Москва |
3,3 |
5,3 |
1,8 |
|
ОАО «Черкизовский МПЗ» Москва |
1,8 |
4,4 |
2,6 |
|
ООО «Невский трест» СПб |
- |
2,2 |
2,2 |
|
ЗАО МПЗ «Стрелец СПб-Б» СПб |
3,7 |
1,5 |
-2,2 |
|
ЗАО «НМК» СПб |
2,0 |
1,3 |
-0,7 |
|
ЗАО «Самсон-К» СПб |
3,9 |
1,1 |
-2,8 |
|
ПО «Гатчинский промкомбинат» Гатчина |
0,8 |
0,7 |
-0,1 |
|
Другие |
35,5 |
29,5 |
-6 |
Оценка емкости рынка на основе опросов. Вопрос задавали на выходе из магазинов: «Колбасу какого производителя Вы сейчас приобрели?»
Распределение объемов производства электросчетчиков в
России, %% в совокупном объеме производства
ООО «Концерн Энергомера»
ОАО «ЛЭМЗ»
ОАО «МЗЭП»
ООО «Фирма Инкотекс»
ФГУП «Нижегородский завод им. М.В. Фрунзе»
ОАО "МЭТЗ"
ФГУП Государственный Рязанский приборный завод другие
Доли рынка магазинов компьютерной техники, доля в %% по объемам продаж, руб.
КЦ "КЕЙ", 33%
Компьютерный мир, 20% ЦиFры, 15%
Ultra Computers,
12%
РиМ, 7%
РиК, 5%
Polaris, 4%
Магазины бытовой техники, 4%
Количество магазинов в сети, шт. (степень дистрибуции)
غلففعقملفغفر" 61 ,"فعغفقفعك-فعقملفغفر" 21 ,"غعر"
9 ,"زعس"
9 ,لفFعص
4 ,غعس
Ultra Computers, 1
Интенсивное увеличение доли – увеличение за счет конкурентов.
Экстенсивное увеличение доли рынка – увеличение объема продаж за счет вытеснения импорта и запасов, привлечения новых покупателей.
Сегментация – разбиение рынка на отдельные группы покупателей (однородные группы), характеризующиеся общими потребностями, характеристиками, поведением, и которым необходимы:
n определенный тип товара
n особые мероприятия маркетинг-микс в области продвижения товара, ценообразования, распространения
Геодемографические принципы |
Психографические и поведенческие принципы |
Географические принципы: n масштаб региона; n численность населения; n разделение на городское / сельское население; n климат. |
Психографические принципы: n отношение новатор – консерватор; n люди, склонные к риску – осторожные; n тип личности: интроверт – экстраверт; n образ жизни: традиционалист |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.