Расчет подтверждающий работоспособность и надежность объекта. Расчет кинематических и силовых параметров привода. Выбор типа двигателя

Страницы работы

Фрагмент текста работы

3 Расчет подтверждающий работоспособность и надежность объекта

3.1 Расчет кинематических и силовых параметров привода

Рвых= Ft·U =7,5кВт

Рвых=7,5кВт

ηоб1∙(η2)2 ∙η34=0,94∙(0,96)2 ∙0,994=0,81              (1)

где ηкп=0,94; ηзп=0,96; ηпод=0,99; ηоп=0,94.

                              (2)


3.1.2 По рассчитанной мощности выбираем тип двигателя

По табл. П1 (2) выбираем электродвигатель 4А132М4У3 nдв=1460 об/мин; Pдв=11кВт; dдв=38мм

3.1.3  Определяем общее передаточное отношение установки и производим его разбивку по ступеням.

iобщ=65

iоп=3

                                 (3)


(4)

                                             iред=iбс∙ iтс=1,2 ∙iбс2=22                                 

 – коническая.                  (5)

iтс=1,2∙ iбс=1,2 ∙ 4,2=5 – цилиндрическая.             (6)

3.1.4 Определение мощности на каждом валу установки

P1=Pp=9,25 Вт

                                P2=P1∙ηкп∙ ηпод2 =9,2∙0,94∙0,992=8,5 Вт               (7)

P3=P2 ∙ηзп∙ηпод =8,5∙0,96∙0,992=8 Вт                  (8)

P4=P3∙ηоп∙ηпод4=8∙0,94∙0,99=7,3 Вт                   (9)

3.1.5 Определяем обороты на каждом валу установки

n1=nдв=1460 об/мин                            (10)

 об/мин                     (11)

 об/мин                       (12)

 об/мин                        (13)

3.1.6 Определяем частоту вращения на каждом валу установки

ω=0,1∙ n                                     (14)

ω1=0,1∙n1=0,1∙1460=146 р/сек                    (15)

ω2=0,1∙n2=0,1∙347,6=34,7 р/сек                   (16)

ω3=0,1∙n3=0,1∙70=7 р/сек                        (17)

ω4=0,1∙n4=0,1∙23,3=2,33 р/сек                    (18)

3.1.7 Определяем момент на каждом валу установки

 н∙м                         (19)

 н∙м                                                                        (20)

 н∙м                         (21)

 н∙м                        (22)

Таблица 1. Данные кинематического расчета

Nвала

P, кВт

n, об/мин

ω, р/сек

Т, н м

Т1, н м

1

9,2

1460

146

63,3

63,3∙103

2

8,5

347,6

34,76

244,5

244,5∙103

3

8

70

7

1142

1142∙103

4

7,3

23,3

2,33

3133

3133∙103

3.2 Выбор материала зубчатой передачи. Определение допускаемых напряжений [σ]H, [σ]F

3.2.1 Выбор материала зубчатой передачи

Для уменьшения габаритов редуктора применим, стали с повышенными механическими характеристиками. По таблице (табл. 3.3 (2)) принимаем для шестерни сталь 40ХН улучшенную с твердостью НВ 280 и для колес сталь 40ХН улучшенную с твердостью НВ 250.

3.2.2 Определяем предел выносливости для шестерни и колеса

Допускаемое контактное напряжение

 

(22)

σн.о.1=2∙HB1+70=2∙280+70=630 H/мм2                    (23)

σн.о.2=2∙HB2+70=2∙250+70=570 H/мм2                    (24)

3.2.3 Определяем напряжение изгиба

σF.O.1=1,8∙HB1=1,8∙280=505 Н/мм2                        (25)

σF.O.2=1,8∙НВ2=1,8∙250=450 Н/мм2                        (26)

3.2.4 Определяем контактные напряжения

                                                           (28)

                                                                (29)

SН=1,1…1,2      KHL=1

3.2.5 Определяем допускаемое напряжение изгиба

Принимаем SF=1,8…2,2; KFL=1

                                                              (30)

                                                              (31)

3.3 Расчет зубчатых передач редуктора

3.3.1 Расчет конической быстроходной зубчатой пары

Определяем внешний делительный диаметр колеса

uб=iб=4,2

Коэффициент ширины венца  

Принимаем  по СТСЭВ 229-75 de2=315 мм

Число зубьев шестерни z1=24, число зубьев колеса z2=z1∙uб=24∙4,2=100

Определяем внешний окружной модуль

Углы делительных конусов

ctgδ1=uб=4,2

δ1=13º39´24´´

δ2=90-δ1=90-13º39´24´´=76º60´75´´

Внешнее конусное расстояние

длина зуба

b=ψbRe ∙ Re=0,285∙162=46 мм

Принимаем по ГОСТ 12289-76 b=48 мм                   

Внешний делительный диаметр шестерни

de1=me∙z1=3,15∙24=75,6 мм

Принимаем по СТСЭВ 229-75 de1=80 мм

Средний делительный диаметр шестерни и колеса

d1=2(Re - 0,5b)∙sin δ1=2∙(162-0,5∙48)∙sin 13º39´24´´=64 мм

d2=d1∙uб=64∙4,2=268,8 мм

Средний окружной модуль

Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру

Средняя окружная скорость и степень точности передачи

По данной скорости назначаем 7-ю степень точности

Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений

KH=K∙KHα∙KHν

По таблице (табл.3,5(2)) при ψbd=0,69, консольном расположении колес и твердости  < HB 350 коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба, KHβ≈1,25

Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для прямозубых колес KHα=1

Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении, для прямозубых колес при ν≤5м/с. KHν=1,05 (см. табл. 3.6 (2)).

Следовательно:

KH=1,25∙1∙1,05=1,31

Проверка контактных напряжений

Внешние диаметры вершин зубьев шестерни и колеса

dae1=de1+2me∙cos δ1=80+2∙3,15∙cos 13º39´24´´=86 мм

dae2=de2+2me∙cos δ2=315+2∙3,15∙cos 76º60´75´´=316 мм

Силы, действующие в зацеплении быстроходной ступени: окружная

радиальная для шестерни, равная осевой для колеса

осевая для шестерни, равная радиальной для колеса

Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба

Коэффициент нагрузки

KF=K∙KFν=1,5∙1,35=2,02

По табл. 3.7(2) K=1,5

По табл. 3.8 (2) KFν=1,35

Эквивалентные числа зубьев шестерни:

колеса:

Коэффициент прочности зуба по местным напряжениям

YF1=3,88

YF2=3,6

Допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба

для шестерни

σF0∙lim b1=1,8∙280=505 H/мм2

для колеса

σF0∙lim b2=1,8∙250=450 H/мм2

Коэффициент запаса прочности [n]F=[n]'F∙[n]"F, где учет нестабильности свойств материала [n]'F=1,75 (табл. 3.9 (2)) и для поковок и штамповок [n]"F=1 т.о. [n]=1,75

Допускаемое напряжение для шестерни

[σ]F1=505/1,75=288 H/мм2

для колеса

[σ]F2=450/1,75=257 H/мм2

Отношение :

для шестерни:

288/3,88=74,5 Н/мм2

для колеса:

257/3,60=71,5 Н/мм2

Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса т.к.

Проверяем зуб колеса

3.3.2 Расчет цилиндрической тихоходной зубчатой пары

Материал шестерни и колеса те же, что и для быстроходной пары, поэтому [σ]H=495 H/мм2.

Коэффициент нагрузки при несимметричном расположении колес принимаем K=1,25.

Принимаем коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию:

Межосевое расстояние тихоходной ступени из условия контактной выносливости активных поверхностей прямых зубьев.

UT=iT=5

Принимаем по СТСЭВ 229-75 аω=250 мм

Задаемся суммой зубьев Z3+Z4=∑Z=100, тогда

число зубьев шестерни

число зубьев колеса Z4 = ∑Z-Z3=100-17=83

Основные размеры шестерни колеса

d3=m∙Z3=5∙17=85 мм

d4=m∙Z4=5∙83=415 мм

Проверка:

da3=d3+2m=85+2∙5=95

da4=d4+2m=415+2∙5=425

Ширина колеса

b4ba∙aω=0,4∙250=100мм

Ширина шестерни

b3=b4+(5 - 10)мм=105мм

Окружная скорость колес и степень точности передач

При данной скорости принимаю шестую степень точности

Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений

КННβ∙КНα∙КНV

При ψbd=1,2 коэффициент КНβ=1,13 (табл. 3.5(2))

Для прямозубых колес коэффициент КНα=1

КНV=1,05 (табл. 3.6 (2))

т.о.

КН=1,05∙1∙1,13=1,18

Проверяем контактные напряжения

Силы, действующие в зацеплении тихоходной прямозубой ступени:

окружная

радиальная

Проверка прямых зубьев на выносливость по напряжениям изгиба

Коэффициент нагрузки

КF=K∙KFV

При ψbd=1,2 KFβ=1,13 (табл. 3.7 (2))

При скорости KFV=1 (табл. 3.8 (2))

Тогда

KF =1,13∙1=1,13

Для шестерни при Z3 =17 YF3 = 4,28

Для колеса при Z4=83 YF4=3,61

Допускаемое напряжение

По табл. 3.9 (2)

∙lim b =1,8 HB

для шестерни

∙lim b=1,8∙280=505 H/мм2

для колеса

∙lim b=1,8∙250=450 H/мм2

Коэффициент запаса прочности

[n]F=[n]'F∙[n]"F=1,75

Допускаемое напряжение:

для шестерни

[σ]F1=505/1,75=288 H/мм2

для колеса

[σ]F2=450/1,75=257 H/мм2

Отношение

для шестерни

288/4,28=67,3 Н/мм2

для колеса

257/3,61=71,2 Н/мм2

Проверяем зуб шестерни:

3.4 Расчет открытых передач

3.4.1 Расчет открытой прямозубой цилиндрической передачи

Исходные данные:

iоб=3

РIV=4,5 кВт

nIV=24 об/м

Выбор материала

Принимаем сочетание стали:

для шестерни Сталь 45

}  термообработка нормализация для колеса Сталь 40

HB1=230

HB2=200

Определяем допускаемое напряжение на изгиб

σFO1=1,8∙230=414

σFO2=1,8∙200=360

Определяем допускаемое напряжение на изгиб

SF=(1,8…2,3)

KFL=1

Принимаем число зубьев шестерни

Z1=21; 17≤Z1≤36

Z2=Z1∙i=63

По табл. 6.8[5] (3) принимаем YF1=4,06 при Z1=21

YF2=3,06 при Z2=63

Производим сравнительную оценку прочности зуба

Принимаем коэффициенты:

KFβ=1,3

Определяем основной параметр, модуль зацепления

Уточняем модуль (по табл. 4.8 (2)) m=1м

d1=mz1=10∙21=210м

d2=mz2=10∙63=630м

da1=d1+2∙m=210+2∙10=230м

da2=d2+2∙m=630+2∙10=650м

dF1=d1-2,5∙m=210-2,5∙10=185м

dF2=d2-2,5∙m=630-2,5∙10=605м

b2bd∙d1=0,4∙210=84

Принимаем b2=80мм

b1=b2+5=85мм

Определяем скорость зубчатых колес

KFV принимаем по табл. 3.6 (2)=1,05

Вычисляем расчетное напряжение изгиба в основании зуба

[σ] ≥ σF2    200 > 188

3.5 Определение конструктивных размеров зубчатых колес и корпуса редуктора.

3.5.1 Определение конструктивных размеров зубчатых колес

Коническая быстроходная передача me=2,9 мм.

Определены ранее de1=70мм и de2=290мм; d1=64 мм, δ1=13º39'24";

Re=162 мм и b=40 мм.

Размеры зубчатого колеса Z2 диаметр ступицы

dст2≈1,6∙dк2=1,6∙75=120 мм;

принимаем dст2=120;

длина ступицы

lст2=(1,2÷1,5)∙dк2=(1,2÷1,5)∙75=90÷112,5 мм принимаем lст=112мм.

толщина обода

δо=3∙2,9=8,7 мм; принимаем δо=10мм.

толщина диска

С=0,15∙Re=0,15∙149≈22мм.

Цилиндрическая тихоходная передача m=6,26мм.

Определены ранее: d3=85мм и d4=415 мм; dа3=95 мм и dа4=425 мм;       b3=105 мм и b4=100.

Зубчатое колесо Z4  

диаметр ступицы

dст4=1,6∙dK4=1,6∙80=128 мм;

принимаем dст4=130 мм;

Длину ступицы колеса принимаем равной длине зуба lст4=b4=100 мм. толщина обода

δо=3∙m=3∙6,26=18,78 мм;

принимаем δо=20 мм; толщина диска

С=0,3∙b4=0,3∙100=30 мм.

3.5.2 Конструктивные размеры корпуса редуктора

Толщина стенок корпуса и крышки:

δ=0,025а+3=0,025∙313+3=10,82 мм;

принимаем δ=12 мм.

δ1=0,02а+3=0,02∙313+3=9,26 мм;

принимаем δ1=12 мм.

Толщина поясов корпуса и крышки

b=1,5∙δ=1,5∙12=18 мм;

b1=1,5∙δ1=1,5∙12=18 мм;

р=2,35∙δ=2,35∙12=28,2 мм;

принимаем р=30 мм.      

Диаметр болтов:

d1=(0,03÷0,36)∙а+12=(0,03÷0,036)∙250+12=19,5÷21 мм;

принимаем болты с резьбой М24

d2=(0,7÷0,75)∙d1=(0,7÷0,75)∙24=16,8÷18 мм;

принимаем болты с резьбой М20

d3=(0,5÷0,6)∙d1=(0,5÷0,6)∙24=12÷14,4 мм;

принимаем болты с резьбой М16.

3.7 Предварительный расчет валов

3.7.1 Ведущий вал. Принимаем |τ|=25Н/мм2 и определяем диаметр выходного конца вала под муфту:

Диаметр вала под подшипниками dВ1=35 мм, диаметр вала под шестерней dК1=25 мм.

3.7.2 Промежуточный вал

У промежуточного вала расчетом на кручение определяем диаметр опасного сечения (под шестерней Z3) по пониженным допускаемым напряжениям |τ|к=25Н/мм2:

Принимаем диаметр под зубчатым колесом dК3=40 мм; диаметр под подшипниками dП=35 мм.

3.7.3 Ведомей вал

Диаметр выходных концов (момент распределяется между двумя потребителями поровну)

ТК44=3218,8

Принимаем dВ4=70 мм; диаметр под подшипниками dП4=75 мм; под колесом

Похожие материалы

Информация о работе