уменьшения габаритов редуктора, предполагая, что диаметр шестерни d£ 125 мм и ширина венца колеса b£ 80 мм, для изготовления шестерни и колеса принимаем согласно табл. 4.1 [1] сталь 40Х (поковка). Назначаем для шестерни и колеса одну и ту же твердость рабочих поверхностей зубьев 45HRCэ, термическая обработка – для шестерни – ТВЧ (поверхностная закалка при нагреве), для колеса - улучшение.
Пределы контактной и изгибной выносливости зубьев шестерни и колеса

Суммарное число циклов нагружения
![]()
ч
![]()
где NHlim = 100.106 – число циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости, определенное интерполированием [1, с.130].
Принимая 
 для зубчатых
колес с  поверхностным упрочнением зубьев и 
 для
ресурса редуктора 36000 часов, находим допускаемые контактные напряжения:
МПа
Принимая 
для колес,
изготовленных из поковок и штамповок, 
 при
одностороннем приложении нагрузки и 
 при длительно
работающей передаче, находим допускаемые напряжения изгиба при расчете на
усталость:
МПа
При 
 определяем
значение коэффициента 
 [1, табл. 4.3].
Тогда коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине колеса для конических передач с круговыми зубьями и твердости колеса большей или равной 45 HRCэ

Коэффициент вида зубьев 
[1,
табл. 4.14].
Внешний делительный диаметр колеса из условия сопротивления контактной усталости рабочих поверхностей зубьев
мм.
Полученное значение внешнего делительного диаметра
колеса округляем до ближайшего значения по ГОСТ 12289-76 и принимаем по табл.
4.13 [1] 
мм. По этой же таблице назначаем
ширину венцов зубчатых колес 
мм.
3.2. Определяем число зубьев колеса по эмпирической формуле
![]()
где С = 11,2 – коэффициент, принимаемый по табл.4.14 [1].
Принимаем 
.
Число зубьев шестерни

Принимаем ![]()
Окончательное значение передаточного числа конической передачи

Отклонение составляет
< 4%.
3.3. Определяем внешний окружной модуль для колес

3.4. Вычисляем основные геометрические параметры:
углы делительных конусов:
колеса ![]()
шестерни ![]()
внешнее конусное расстояние:
мм внешний делительный диаметр шестерни:
мм внешние диаметры вершин зубьев шестерни и колеса
мм
мм средние делительные диаметры шестерни и колеса:
мм
мм где коэффициент ширины зубчатого венца

3.5. Определяем силы, действующие на валы от зубчатых колес:
окружная сила на среднем диаметре
Н
осевая сила на шестерне, равная радиальной силе на колесе
Н
радиальная сила на шестерне, равная осевой силе на колесе
Н
3.6. Произведем проверочный расчет передачи на контактную выносливость по условию

параметр 
коэффициент 
, [1, табл. 4.3]
коэффициент ![]()
средняя окружная скорость колес
м/с назначаем  9-ю степень точности [1, табл. 4.5].
коэффициент 
 [1, рис. 4.1]
коэффициент 
 [1, табл. 4.6]
коэффициент нагрузки
![]()
Вычисляем рабочее контактное напряжение
МПа < 
МПа
Недогрузка составляет

3.7. Производим проверочный расчет на выносливость при изгибе зубьев колес

коэффициент ![]()
коэффициент 
[1, табл. 4.4]
коэффициент 
[1, табл. 4.7]
коэффициент нагрузки
![]()
биэквивалентное число зубьев колеса

коэффициент 
[1, табл. 4.12]
коэффициент вида зубьев  [1, табл. 4.14] ![]()
Находим рабочее напряжение зубьев колеса
МПа < 
МПа
Проверочный расчет зубьев шестерни на выносливость при изгибе проводим по формуле

Определяем биэквивалентное число зубьев шестерни

коэффициент 
[1, табл. 4.12]
МПа < 
МПа.
![]()
![]()
3.8. Результаты расчетов передачи сводим в табл. 3.1
Таблица 3.1
Основные параметры проектируемой конической
зубчатой передачи редуктора
| 
    Параметр  | 
   
    Значение  | 
  
| 
    1  | 
   
    2  | 
  
| 
    Номинальный момент на ведомом валу T2, Н.м  | 
   
    398  | 
  
| 
    Угловая скорость вала, рад/с  | 
   |
| 
    ведущего ω1  | 
   
    36,78  | 
  
| 
    ведомого ω2  | 
   
    10,36  | 
  
| 
    Передаточное число u  | 
   
    3.5384  | 
  
| 
    Материал зубчатых колес:  | 
   |
| 
    шестерни  | 
   
    40Х  | 
  
| 
    колеса  | 
   
    40Х  | 
  
| 
    Твердость зубьев:  | 
   |
| 
    шестерни  | 
   
    45HRCэ  | 
  
| 
    колеса  | 
   
    45HRCэ  | 
  
| 
    Тип передачи  | 
   
    с круговыми зубьями  | 
  
| 
    Число зубьев:  | 
   |
| 
    шестерни Z1  | 
   
    13  | 
  
| 
    колеса Z2  | 
   
    46  | 
  
| 
    Внешний окружной модуль зацепления mе, мм  | 
   
    5,435  | 
  
| 
    Внешний делительный диаметр, мм  | 
   |
| 
    шестерни dе1  | 
   
    70,65  | 
  
| 
    колеса dе2  | 
   
    250  | 
  
| 
    Углы делительных конусов:  | 
   |
| 
    шестерни d1  | 
   
    15046’51”  | 
  
| 
    колеса d2  | 
   
    74013’09”  | 
  
| 
    Внешнее конусное расстояние Rе, мм  | 
   
    116,9  | 
  
| 
    Ширина зубчатого венца, мм  | 
   |
| 
    шестерни b1  | 
   
    34  | 
  
| 
    колеса b2  | 
   
    34  | 
  
| 
    Силы, действующие в зацеплении, Н  | 
   |
| 
    окружная Ft  | 
   
    3663  | 
  
| 
    радиальная Fr1  | 
   
    854  | 
  
| 
    осевая Fa1  | 
   
    1136  | 
  
4. Предварительный расчет валов. Подбор подшипников качения
4.1. Назначаем предварительно размеры отдельных участков валов.
Ведущий вал:
диаметр выходного конца при допускаемом напряжении [τк]=15 Н/мм2
мм
По табл.П.4 [1] принимаем стандартное значение d1 = 34 мм.
Диаметр вала под подшипник определяем по зависимости 
 мм. Принимаем d1П = 40
 мм. 
Номинальный диаметр цилиндрического конца вала d1 = 34 мм, длиной l = 58 мм, табл. 7.6 [1]. Шестерню выполняем заодно с валом.
По компоновочной схеме быстроходный вал должен быть соединен с ременной передачей стандартной муфтой. Выбираем упругую муфту со звездочкой.
Намечаем установку ведущего вала редуктора на опорах по схеме врастяжку. Назначаем диаметр вала под уплотнением d1у = 34 мм, диаметр вала под гайкой d1Г = 36 мм, диаметр вала под подшипниками d1П = 40 мм.
Ведомый вал:
диаметр выступающего конца ведомого вала
мм
Принимаем диаметр выступающего конца вала 
мм.
Под подшипники принимаем диаметр вала d2П = 50 мм, а под зубчатым колесом d2к = 55 мм.
Принимаем длину ступицы колеса 
мм.
Проверка долговечности подшипников.
Ведущий вал. Предварительно для опоры А принимаем роликовый подшипник средней серии типа 7308, а для опоры В – роликовый подшипник легкой серии 7207, табл. П.10 [1].
Определяем смещение точки приложения радиальной реакции относительно торца подшипника А:
 мм для подшипника В:
мм
Расстояния между точками приложения активных и реактивных сил при установке подшипников на валу по схеме врастяжку: l1 = 44 мм, l2 = 125 мм и l3 = 97 мм.
Выполняем расчетную схему ведущего вала шестерни и определяем радиальные реакции подшипников.
Находим опорные реакции вала от нагрузки в зацеплении.
В вертикальной плоскости:
![]()
![]()
Н
![]()
Н
В горизонтальной плоскости:
![]()


![]()


Проверка:
![]()
Суммарные радиальные реакции подшипников:
для опоры А:
Н
для опоры В:
Н
Определяем базовый расчетный ресурс принятых роликовых подшипников 7308 и 7208.
Исходные данные: FrA = 5885 Н, FrB = 2463 Н, Fa1 = 1283 Н, n1 = 351,35 мин-1; для подшипника 7308: Cr = 66,0 кН, C0 = 47,5 кН, е=0,28, Y=2,16; для подшипника 7208: Cr = 46,5 кН, C0 = 32,5 кН, е=0,38, Y=1,56.
Определяем осевые составляющие реакций
Н
Н
Вычисляем осевые нагрузки на подшипники.
![]()
расчетная сила опоры А
![]()
для опоры В
Н
Сначала определяем базовый расчетный ресурс наиболее нагруженного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.