уменьшения габаритов редуктора, предполагая, что диаметр шестерни d£ 125 мм и ширина венца колеса b£ 80 мм, для изготовления шестерни и колеса принимаем согласно табл. 4.1 [1] сталь 40Х (поковка). Назначаем для шестерни и колеса одну и ту же твердость рабочих поверхностей зубьев 45HRCэ, термическая обработка – для шестерни – ТВЧ (поверхностная закалка при нагреве), для колеса - улучшение.
Пределы контактной и изгибной выносливости зубьев шестерни и колеса
Суммарное число циклов нагружения
ч
где NHlim = 100.106 – число циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости, определенное интерполированием [1, с.130].
Принимая для зубчатых колес с поверхностным упрочнением зубьев и для ресурса редуктора 36000 часов, находим допускаемые контактные напряжения:
МПа
Принимая для колес, изготовленных из поковок и штамповок, при одностороннем приложении нагрузки и при длительно работающей передаче, находим допускаемые напряжения изгиба при расчете на усталость:
МПа
При определяем значение коэффициента [1, табл. 4.3].
Тогда коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине колеса для конических передач с круговыми зубьями и твердости колеса большей или равной 45 HRCэ
Коэффициент вида зубьев [1, табл. 4.14].
Внешний делительный диаметр колеса из условия сопротивления контактной усталости рабочих поверхностей зубьев
мм.
Полученное значение внешнего делительного диаметра колеса округляем до ближайшего значения по ГОСТ 12289-76 и принимаем по табл. 4.13 [1] мм. По этой же таблице назначаем ширину венцов зубчатых колес мм.
3.2. Определяем число зубьев колеса по эмпирической формуле
где С = 11,2 – коэффициент, принимаемый по табл.4.14 [1].
Принимаем .
Число зубьев шестерни
Принимаем
Окончательное значение передаточного числа конической передачи
Отклонение составляет
< 4%.
3.3. Определяем внешний окружной модуль для колес
3.4. Вычисляем основные геометрические параметры:
углы делительных конусов:
колеса
шестерни
внешнее конусное расстояние:
мм внешний делительный диаметр шестерни:
мм внешние диаметры вершин зубьев шестерни и колеса
мм
мм средние делительные диаметры шестерни и колеса:
мм
мм где коэффициент ширины зубчатого венца
3.5. Определяем силы, действующие на валы от зубчатых колес:
окружная сила на среднем диаметре
Н
осевая сила на шестерне, равная радиальной силе на колесе
Н
радиальная сила на шестерне, равная осевой силе на колесе
Н
3.6. Произведем проверочный расчет передачи на контактную выносливость по условию
параметр
коэффициент , [1, табл. 4.3]
коэффициент
средняя окружная скорость колес
м/с назначаем 9-ю степень точности [1, табл. 4.5].
коэффициент [1, рис. 4.1]
коэффициент [1, табл. 4.6]
коэффициент нагрузки
Вычисляем рабочее контактное напряжение
МПа < МПа
Недогрузка составляет
3.7. Производим проверочный расчет на выносливость при изгибе зубьев колес
коэффициент
коэффициент [1, табл. 4.4]
коэффициент [1, табл. 4.7]
коэффициент нагрузки
биэквивалентное число зубьев колеса
коэффициент [1, табл. 4.12]
коэффициент вида зубьев [1, табл. 4.14]
Находим рабочее напряжение зубьев колеса
МПа < МПа
Проверочный расчет зубьев шестерни на выносливость при изгибе проводим по формуле
Определяем биэквивалентное число зубьев шестерни
коэффициент [1, табл. 4.12]
МПа < МПа.
3.8. Результаты расчетов передачи сводим в табл. 3.1
Таблица 3.1
Основные параметры проектируемой конической
зубчатой передачи редуктора
Параметр |
Значение |
1 |
2 |
Номинальный момент на ведомом валу T2, Н.м |
398 |
Угловая скорость вала, рад/с |
|
ведущего ω1 |
36,78 |
ведомого ω2 |
10,36 |
Передаточное число u |
3.5384 |
Материал зубчатых колес: |
|
шестерни |
40Х |
колеса |
40Х |
Твердость зубьев: |
|
шестерни |
45HRCэ |
колеса |
45HRCэ |
Тип передачи |
с круговыми зубьями |
Число зубьев: |
|
шестерни Z1 |
13 |
колеса Z2 |
46 |
Внешний окружной модуль зацепления mе, мм |
5,435 |
Внешний делительный диаметр, мм |
|
шестерни dе1 |
70,65 |
колеса dе2 |
250 |
Углы делительных конусов: |
|
шестерни d1 |
15046’51” |
колеса d2 |
74013’09” |
Внешнее конусное расстояние Rе, мм |
116,9 |
Ширина зубчатого венца, мм |
|
шестерни b1 |
34 |
колеса b2 |
34 |
Силы, действующие в зацеплении, Н |
|
окружная Ft |
3663 |
радиальная Fr1 |
854 |
осевая Fa1 |
1136 |
4. Предварительный расчет валов. Подбор подшипников качения
4.1. Назначаем предварительно размеры отдельных участков валов.
Ведущий вал:
диаметр выходного конца при допускаемом напряжении [τк]=15 Н/мм2
мм
По табл.П.4 [1] принимаем стандартное значение d1 = 34 мм.
Диаметр вала под подшипник определяем по зависимости мм. Принимаем d1П = 40 мм.
Номинальный диаметр цилиндрического конца вала d1 = 34 мм, длиной l = 58 мм, табл. 7.6 [1]. Шестерню выполняем заодно с валом.
По компоновочной схеме быстроходный вал должен быть соединен с ременной передачей стандартной муфтой. Выбираем упругую муфту со звездочкой.
Намечаем установку ведущего вала редуктора на опорах по схеме врастяжку. Назначаем диаметр вала под уплотнением d1у = 34 мм, диаметр вала под гайкой d1Г = 36 мм, диаметр вала под подшипниками d1П = 40 мм.
Ведомый вал:
диаметр выступающего конца ведомого вала
мм
Принимаем диаметр выступающего конца вала мм.
Под подшипники принимаем диаметр вала d2П = 50 мм, а под зубчатым колесом d2к = 55 мм.
Принимаем длину ступицы колеса мм.
Проверка долговечности подшипников.
Ведущий вал. Предварительно для опоры А принимаем роликовый подшипник средней серии типа 7308, а для опоры В – роликовый подшипник легкой серии 7207, табл. П.10 [1].
Определяем смещение точки приложения радиальной реакции относительно торца подшипника А:
мм для подшипника В:
мм
Расстояния между точками приложения активных и реактивных сил при установке подшипников на валу по схеме врастяжку: l1 = 44 мм, l2 = 125 мм и l3 = 97 мм.
Выполняем расчетную схему ведущего вала шестерни и определяем радиальные реакции подшипников.
Находим опорные реакции вала от нагрузки в зацеплении.
В вертикальной плоскости:
Н
Н
В горизонтальной плоскости:
Проверка:
Суммарные радиальные реакции подшипников:
для опоры А:
Н
для опоры В:
Н
Определяем базовый расчетный ресурс принятых роликовых подшипников 7308 и 7208.
Исходные данные: FrA = 5885 Н, FrB = 2463 Н, Fa1 = 1283 Н, n1 = 351,35 мин-1; для подшипника 7308: Cr = 66,0 кН, C0 = 47,5 кН, е=0,28, Y=2,16; для подшипника 7208: Cr = 46,5 кН, C0 = 32,5 кН, е=0,38, Y=1,56.
Определяем осевые составляющие реакций
Н
Н
Вычисляем осевые нагрузки на подшипники.
расчетная сила опоры А
для опоры В
Н
Сначала определяем базовый расчетный ресурс наиболее нагруженного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.