Рассматривая влияние культуры, мы уже вплотную подходим к понятию – социальная оценка техники.
Оценка техники с позиции каких-то ценностей, влияние ценностей на технику. Существуют два вида суждений – Суждение о том, что есть и
Суждение о том, что должно быть
Любая техника покоиться на том, что должно быть, в основной своей сфере. В познавательных суждениях об истине - суждение о том, что есть – основное.
Научные суждения не свободны от нравственных ценностей.
Оценка техники может покоиться на двух философских позициях. Первая о том, что техника является ценностно нейтральной и ценностно нагруженной. И примерно до второй мировой войны, считалось, что техника и техническое знание являются сами по себе нейтральными. То есть на уровни подсознания, техника создается, она несет людям благо. Развитие истории показало, что это не так и не всегда средства техники являются позитивными.
Вторая и первая войны и особенно применение ядерного оружия показали, что техника нуждается в ценностной оценке. Недопустимо ее пускать на самотек. Пришло понимание, что не все что твориться и производиться, допустимо применять. Раньше это было не явным, а после 2-й мировой войны это стало явным абсолютно точно.
Впервые об …. Оценки техники заговорил Зомберт. Оценка техники должна носить институциональный характер, значит должно гос. Финансироваться, социализирована. И только после второй мировой войны – ее идея реализовалась в духовном воплощении. В 1972 был организован институт оценки техники, в котором происходила оценка. Одновременно на следующий год в Швеции, через 2 в Канаде и в разных стадиях в 70-е годы оценка техники стала развиваться в ФРГ – в рамках союза немецких инженеров. Оценка происходила в парламентах, этим занимались депутаты. Неким негативным момент в развитии оценки техники. 1995 году институт оценки техники был закрыт по причине ненадобности. Результаты и итоги оценки техники они практически не использовались, им было даже запрещено знакомить конгрессменов с результатами их работ. Все результаты складывались в стол. Ими интересовались больше общественные организации. Полномочий у них никаких не было. В американском обществе (любым) борются две силы одна за развитие с целью эк. Интересов, а другая с целью контроля над техникой. И в США первая одерживает победу. Соответственно если техника институализирована, она подразумевает четкую систему ценностей. На примере союза нем. Инженеров – благосостояние, здоровье, качество жизни, экологичность, самореализация личности. То есть в зависимости от этих ценностей ставиться функциональность техники ее совместимость с промышленностью, то есть эти ценности носят социальный характер. Они не являются чисто техническими ценностями (описаны в гостах, тех регламентах) - надежность, экономичность, производительность. И соответственно, кроме этой институциональной оценки техники существуют гражданская оценка (общественные организации) яркие примеры – созданная Айзеком Азимовым, кодекс робототехники, который был принят сообществом кибернетики и которому оно руководствуют. Общий смысл кодекса – роботы не должны приносить вред человеку.
Другим примером – сообщество генетиков (более свежий пример) приняло ряд правил, которое ограничивает генетиков с моральных нравственных позиций. Это как общественное объединение.
В философии существует два подхода техника – нейтральная
Техника – ценностно ненейтральная.
Первый подход возлагает всю ответственность на человека и на общество
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.