З. Расчет зубчатой цилиндрической передачи редуктора.
(тихоходная ступень)
Для изготовления шестерни применяем сталь 40Ч с термообработкой – поверхностная закалка с нагревом ТВЧ до твердости HRC 45…50, HRCср = 47,5, для изготовления зубчатого колеса применим сталь 40ХН улучшенную с твердостью НВ 269…302, НВср = 285,5, =690 МПа. [3. стр. 34].
Допускаемые контактные напряжения:
Мпа; (3.1)
где: - предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
Для стали 40Х с твердостью НКС 45…50:
= 17·HRC + 200 = 17 · 47,5 + 200 = 1007,5 МПа [3. стр. 34];
Для стали 40 ХН улучшенной:
= 2·HВ + 70 = 2 ·285,5 + 70 = 641 МПа [3. стр. 34];
kHL – коэффициент долговечности [1. стр. 33].
(3.2)
NHO – базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости:
для шестерни HRC47,5 ~ HB 488:
NHO3 = HB3 = 4883 = 1,16 · 108 циклов.
Для колеса:
NHO4 = HB3 = 285,53 = 2,3 · 107 циклов.
NНЕ – число циклов перемены напряжений за весь срок службы:
(3.3)
для шестерни:
NНЕ3 = 60 · 145,5 · · 0,3 · 7008 + 0,253 · 0,7 · 7008 = 1,9 · 107 циклов.
Для колеса:
NНЕ4 = циклов. (3.4)
Тогда:
- коэффициент безопасности.
Для колес из улучшенной стали =1,1…1,2 [3. стр. 33].
Для шестерни с поверхностной закалкой ТВЦ = 1,2…1,3.
МПа;
МПа;
Для не прямозубых колес рассчитанное допустимое контактное напряжение [3.стр.35]:
(3.5)
МПа
Требуемое условие - выполнено.
Допускаемое напряжение изгиба [3.стр.44]:
(3.6)
где: - предел выносливости при эквивалентном числе циклов;
(3.7)
Для материала шестерни:
= 700 МПа [3. стр. 44]
Для колеса:
= 1,8 НВ = 1,8 · 285,5 = 514 МПа [3. стр. 44] (3.8)
kFg – коэффициент, учитывающий шлифования переходной поверхности зубьев, при отсутствии шлифования kFg = 1,0 [3. стр. 44];
kFd – коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности; при отсутствии такого упрочнения kFd = 1,0;
kFс – коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки; при одностороннем приложении нагрузки kFс = 1,0;
kFL – коэффициент долговечности;
Поскольку для всех сталей ГОСТ принимаем базовое число циклов NFO = 4 · 106, то: ; (3.9)
mF = 6 при твердости зубьев НВ < 350;
mF = 9 при твердости зубьев НВ > 350;
NFE – эквивалентное число циклов:
(3.10)
для шестерни:
NFE3 = 60 · 36,4 · Σ19 · 0,3 · 7008 + 0,259 · 0,7 · 7008 = 1,8 · 107циклов для колеса:
NFE4 = 60 · 36,4 · Σ16 · 0,3 · 7008 + 0,256 · 0,7 · 7008 = 4,6 · 106циклов
Так как: NFE3>4·106 и NFE4>4·106
То: KFL3 = KF4 = 1,0
= 700 · 1,0 · 1,0 · 1,0 · 1,0 = 700 МПа;
= 514 · 1,0 · 1,0 · 1,0 · 1,0 = 514 МПа.
YS – коэффициент, учитывающий градиент напряжений, зависящий от модуля; при значении модуля от 1 до 8 мм YS = 1,1…0,92 [3.стр.46].
YR – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности; он отличен от 1,0 в случае полирования;
kXF – коэффициент, учитывающий размеры колеса; при da ≤ 300 vv kXF = -1,0 [3. Стр.46].
[3.стр.44] (3.11)
- коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала; для материала шестерни и материала колеса =1,75 [3.стр.45].
- коэффициент, учитывающий способ получения заготовки; для наковок и штамповок = 1,0 [3.стр.44].
для шестерни:
для колеса:
.
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости:
мм (3.12)
где: ka = 43 – для косозубой передачи;
kНβ – коэффициент нагрузки; при несимметричном расположении зубчатого колеса. Предварительно принимаем kНβ = 1,25 [3.стр.32].
ψва – коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию; для косозубых колес принимаем ψва = 0,4.
мм
Ближайшее значение межосевого расстояния по СТСЭВ 229-75 аW = 160 мм.
Нормальный модуль зацепления mп = (0,01…0,02)аw = (0,01…0,02)160-1,0…3,2. По СТСЭВ 310-76 принимаем mп = 3 мм.
Примем предварительно угол наклона зубьев β = 10о и определим числа зубьев шестерни и колеса:
(3.13)
Z4=Z3 · Uц = 21 · 4 = 84.
Уточняем значение угла наклона зубьев:
(3.14)
β = 10,13о = 10о8’.
Основные размеры шестерни и колеса:
Диаметры делительные окружностей:
мм (3.15)
мм (3.16)
Проверка:
мм (3.17)
Диаметры вершин зубьев:
da3 = d3 · 2mп = 64 + 2 · 3 = 70 мм (3.18)
da4 = d4 · 2mп = 256 + 2 · 3 = 70 мм (3.18)
Ширина колеса:
= 0,4 · 160 = 64мм (3.19)
Ширина шестерни:
= 64 + 5 = 69мм (3.20)
Коэффициент ширины шестерни по диаметру:
(3.21)
Окружная скорость колеса:
м/с (3.22)
При данной скорости принмаем 8-ю степень точности [3.стр.32].
Определяем коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:
; (3.23)
При ψbd = 1,1 и несимметричном расположении колеса kнβ = 1,13 [3.стр.39].
kнα - коэффициент. учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; при V=0,49 м/с и 8-й степени точности kнα = 1,06 [3.стр.39].
kнv – коэффициент динамичности; при V = 0,49 м/с и 8-й степени точности kнv = 1,0 [3.стр.40].
kH = 1,13 · 1,06 · 1,0 = 1,2
Проверка контактных напряжений:
; (3.25)
.
Условие прочности по контактным напряжениям выполнено.
Силы, действующие в зацеплении:
Окружная:
Н. (3.26)
Радиальная:
Н (3.27)
Осевая:
Н (3.28)
Проверка зубьев на выносливость по напряжениясм изгиба:
(3.29)
где: kp – коэффициент нагрузки:
KF = KFβ · KFV ;
KFV – коэффициент динамичности. При V = 0,49 м/с и 8-й степени точности KFV =1,1 [3.стр.43].
KF = 1,1 · 1,265 = 1,4;
YF – коэффициент формы зуба:
Для шестерни:
(3.30)
Для колеса:
(3.31)
Находим отношения:
(3.32)
(3.33)
Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, так как для него найденное отношение меньше.
Коэффициент Yβ учитывающий поывшение прочности косых зубьев по сравнению с прямыми:
(3.34)
Коэффициент Кfα учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями:
(3.35)
где: Еα – 1.5 коэффициент торцевого перекрытия [3.стр.47].
n = 8 – степень точности передачи.
;
.
Условие прочности по напряжениям изгиба выполнено.
Проверка зубьев колеса на статическую прочность по кратковременно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.