Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова
(технический университет)
Кафедра КГМ и ТМ
Расчетно – графическая работа по деталям машин № 2.
Расчеты передачи и проектирование выходного вала в сборе.
Выполнил: студент гр. ГМ 97-1 / /
(подпись)
ОЦЕНКА:
Дата:
ПРОВЕРИЛ: доцент . Е. С.
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
2000
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить прочностной и геометрический расчет зубчатой передачи указанного вида с определением усилия действующих в зацеплении.
2. Расчитать выходной вал на прочность, подобрать для него подшипники и шпонки (шлицы).
3. Выполнить сборочный чертеж выходного вала со спецификацией.
Исходные данные:
№ |
тип приводного двигателя (Р/n) |
передаточное число |
рекоменд. вид Т.О. зубчатых колес |
вид линии зуба колес и их расположение относит. опор |
степень точности |
ресурс работы (ч.) |
15 |
4А225 М4 (55/1480) |
7,1 |
улучшение |
Косозубое несиметричное |
8 |
10 000 |
Схема редуктора с несимметричным расположением колес.
1- электро двигатель; 2- муфта соединительная; 3- передача в закрытом корпусе в маслянной ванне; 4- быстроходный (входной) вал; 5- тихоходный выходной вал.
|
1 Прочностной и геометрический расчет зубчатой передачи с определением усилия действующего в зацеплении.
1.1 Определение крутящего момента и частоты вращения.
Момент на быстроходном валу:
Момент на тихоходном валу:
Частота вращения тихоходного вала:
об/мин.
где u-передаточное отношение передачи, nДВ- частота вращения двигателя.
Находим угловые скорости вращения валов:
рад/с.
рад/с.
2. Так как материал для шестерни и для зубчатого колеса не заданы, их следует выбрать исходя из вида Т.О.
Для шестерни и колеса выбираем сталь 40Х с твердостью
Определяем допускаемое контактное напряжение [s]H:
где- предел контактной выносливости соответствующий базовому числу циклов испытаний (определяется по таблице), SH- коэффициент безопасности при расчете на контактную прочность, КHL-коэффициент долговечности, вычисляется в зависимости от условий работы передачи и заданного срока службы.
МПа
SH = 1,1 для У.
где NH0 –базовое число циклов, являющееся функцией твердости рабочих поверхностей зубъев (опред по графику, при равных твердостях NH01= NH02 ), NH0=10×106, NHЕ- эквивалентное число циклов напряжения.
где lh - ресурс работы.
Если NH0<, NHЕ то КHL- можно принять равным единицеÞ КHL=1
Мпа
МПа
т.к. NH0<, NHЕ то Þ КHL=1
Для косозубых колес МПа.
Определяем допускаемое напряжение изгиба [s]F:
где предел изгибной выносливости при базовом числе циклов,зависит от марки материала и вида т.о. выбирается по таблице =513 МПа, Мпа, SF – коэффициент безопасности,SF =1,1 для штампованных колес; КFL –коэффициент долговечности рассчитывается с учетом базового числа нагружения NF0 (для стали NF0=4×106), эквивалентного числа циклов
NFЕ =и некоторых других параметров, характеризующих материал и вид обработки зубчатых колес; KFC –коэффициент учитывающий двухстороннее приложение нагрузки, для нереверсивной работы KFC=1.
где mF – показатель корня, при HB>350 значение mF=9,0; NFe – эквивалентное число циклов нагружения при постоянной нагрузке.
Mпа;
Mпа;
Для косозубых колес МПа.
2 Прочностной расчет
3. Определение основного параметра передачи по критерию контактной выносливости.
где Ка –числовой коэффициент (для косозубых колес) Ка= 430,
ybа- коэффициент ширины колеса = 0,2469;
для 7 степени точности при b¹0°,3.
мм
По ГОСТ-2185-81 выбираем мм
мм принимаем по СТ СЭВ 267-76 мм
-угол наклона зуба на делительной окружности колеса (предварительный).
Определяем фактическое передаточное число и погрешность
Уточнение угла наклона линии зуба
Рассчитываем геометрические параметры передач:
Диаметры окружностей вершин, мм;
где -коэффициент высоты головки; для исходного контура по ГОСТ 13755-68 .
Х1 и Х2 –коэффициенты смещения исходного контура шестерни и колеса, для косозубых колес
Х1 = 0,3; Х2 =-0,3;
-коэффициент уравнительного смещения:,
коэффициент суммы смещений:
коэффициент воспринимаемого смещения: ,
делительное межосевое расстояние: ,
Þ, тогда и
мм,
мм.
Находим диаметры окружностей впадин.
где -коэффициент радиального зазора, для исходного контура по ГОСТ 13755-68 =0,25
мм,
мм;
Находим начальные диаметры зубчатых колес.
мм
мм
Находим угол зацепления передач.
сумма зубьев колес:
Находим ширину колеса по формуле:мм, и округляем по ГОСТ 6636-69, тогда мм.
Ширина шестерни находится по формуле: мм.
4. Определение усилия и скорости в зацеплении.
Находим окружную силу по формуле:
Н,
Находим радиальную и осевую силу по формулам
Н,
Н,
5. Проверка передачи на контактную выносливость
Находим расчетное контактное напряжение
где ZM – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес, для стальных зубчатых колес ZM =275 (Н/мм2)(1/2).
ZН – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев и находится по формуле:
Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, для косозубых колес при условии, что коэффициент осевого перекрытия передачи
Находим коэффициент торцевого перекрытия
удельная окружная сила, Н/мм
где КНa- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями при расчете на контактную выносливость поверхностей зубьев определяем по ГОСТ –21354-75, КНa=1,165
КНb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца определяем по ГОСТ –21354-75, КНb =1,03
КНV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении при расчете на контактную выносливость поверхностей зубьев.
где WHV – удельная окружная динамическая нагрузка, Н/мм,
где dН – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи определяется по таблице, dН = 0,004
g0 – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов в зацеплении шестерни и колеса по ГОСТ – 21354-75, g0 =61
Н/мм
Н/мм
МПа ,
что больше чем МПа
Þ контактная прочность не обеспечена.
В связи с тем, что расчетное контактное напряжение в передаче больше чем допускаемое контактное напряжение , то следует либо повысить твердость зубьев, либо увеличить ширину шестерни bW.
и округляем по ГОСТ 6636-69, тогда мм.
Ширина шестерни находится по формуле: мм.
Тогда, рассчитываем контактное напряжение в передаче заново:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.