коэффициент высоты головки; для исходного контура по ГОСТ 13755-68 .
Х1 и Х2 –коэффициенты смещения исходного контура шестерни и колеса, для косозубых колес Х1 = 0,3; Х2 =-0,3;
-коэффициент уравнительного смещения:,
коэффициент суммы смещений:
коэффициент воспринимаемого смещения: ,
делительное межосевое расстояние: ,
Þ, тогда и
мм,
мм.
Находим диаметры окружностей впадин.
мм, мм.
Находим диаметры основных окружностей колес:
Находим диаметры основных окружностей колес:
;
;
Находим угол зацепления передачи:
;;;
Находим ширину колеса по формуле:мм.
Находим ширину шестерни по формуле:
4. Определение усилия и скорости в зацеплении.
м/с
Находим окружную силу по формуле:
Н,
Находим радиальную и осевую силу по формулам
Н,
Н,
5. Проверка передачи на контактную выносливость
Находим расчетное контактное напряжение
где ZM – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес, для стальных зубчатых колес ZM =275 (Н/мм2).
ZН – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев и находится по формуле:
Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, для прямозубых
Находим коэффициент осевого перекрытия
удельная окружная сила, Н/мм
где КНa- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями при расчете на контактную выносливость поверхностей зубьев определяем по ГОСТ –1643-72-75, КНa=1,02
КНb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца определяем по ГОСТ –21354-75, КНb =1,06
КНV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении при расчете на контактную выносливость поверхностей зубьев.
где WHV – удельная окружная динамическая нагрузка, Н/мм,
где dН – коэффициент учитывающий влияние вида зубчатой передачи определяется по таблице, dН = 0,002
g0 - коэффициент учитывающий влияние разности шагов в зацеплении шестерни и колеса по ГОСТ – 21354-75, g0 =42
Н/мм
; Н/мм
МПа , что меньше чем МПа
Þ контакная прочность обеспечена.
6. Проверка передачи на изгибную прочность
где Yb -коэффициент, учитывающий наклон зуба, для косозубой передачи
Ye - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, для косозубых колес Ye=1
YF - коэффициент, учитывающий форму зуба находят по таблице
По числу зубьев 23 находим YF1 = 3,57 и по числу зубьев 73 YF2 =3,54.
Находим
КFa- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубъями, для прямозубых колес КFa =1
КFb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца определяем по ГОСТ –21354-75, КFb = 1,07
КFV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении
Н/мм2
МПа, что меньше чем Мпа
Þ условие прочности выполнено.
МПа, что меньше чем Мпа
Þ условие прочности выполнено.
Сводная таблица основных параметров передачи
Т1 =484 Нм |
uф = 3,17 |
h=9 мм |
|
Т2 = 1510 Нм |
y = 0 |
V=7,4 м/с |
|
u = 3,15 |
Dy = 0 |
Ft = 10100 H |
|
dw1=d1= 95,8333 мм |
FR = 3990H |
||
z1= 23 |
dw2=d2= 304,1667 мм |
Fx = 2890 H |
|
z2= 73 |
dа1= 106,24 мм |
b=16°1011 |
|
m = 7 мм |
dа2= 309,77 мм |
sН = 584 МПа |
[sН] = 622 МПа |
X1 = 0,3 |
df1= 88,23 мм |
sF1 =150 МПа |
[sF1] = 875 МПа |
X2 = -0,3 |
df2= 291,76 мм |
sF2 =148 МПа |
[sF2] = 508 МПа |
XS = 0 |
bw=63 мм |
Расчет выходного вала на прочность, подбор подшипников и шлицов.
1. Ориентировочное определение диаметра выходного вала
мм
Н/мм2 – условное допускаемое напряжение на кручение
- означает диаметр вала под колесом, согласовав с ГОСТ –6636-69, получим = 52 мм.
- диаметр переходного участка вала,= 52 мм.
- диаметр цапфы вала, =45 мм
2. Расчётная схема вала
Находим расстояние между опорами вала
где В =19 мм – ширина подшипника (подшипник выбираем предварительно, для косозубой передачи берем подшипник 46209 ГОСТ 8328-75),
Н = 19 мм – ширина крышки (крышку выбираем по ГОСТ 11641-73),
b w = 63 мм – ширина зубчатого колеса,
D = 20 мм – конструктивный зазор,
Конический участок вала ГОСТ 12081-72
l 1 = 110 мм – длина хвостовика вала; l2 = 82мм; d1=42 мм; d2=М242
X – расстояние между серединой подшипника и серединой хвостовика вала
3. Расчёт вала на статическую прочность.
FM – неуравновешенное усилие , возникающее на консоли вала от соединительной муфты.
Ft = 10100 H ; FR = 3990 H ;Fx=2890 Н.
Координатная система X – Y – Z распадается на две подсистемы:
XOZ – в которой действуют сила FR и Fx;
XOY – в которой действует сила FM;
Рассмотрим расчётную схему вала в координатах XOZ.
RAZ и RBZ – неизвестные реакции опор.
- условие равновесия
;
Эпюра изгибающих моментов для плоскости XOZ методом сечений.
MYA=0
MX2= RAZ=-118532 Н мм;
Mx2 = =320988 Н мм;
Рассмотрим расчётную схему вала в координатах XOY.
RAY и RBY – неизвестные реакции опор.
Эпюра изгибающих моментов для плоскости XOY методом сечений.
Mx1= RAY . x1 ;
Mx1/x1=0 = RAY . 0 = 0
Mx1/x1 = а = RAY . X = 5500 . 125 = 687537 Н.мм
Mx2= FM . X2 ; (L-
Mx2/x2=L-а = FM . (L-а) = 4857 . (190-125) = 388560 Н.м
Построение эпюр изгибающих моментов.
М1 и М2 – моменты в опасных сечениях вала
Ми = max (M1; М2)
Ми = М1 =758776 Н . мм
Момент сопротивления вала в опасном сечении Wо.с.=. d3 о.с./32=0,1d3o.c.
d о.с.= 50 мм – диаметр вала в опасном сечении
-осевой момент сопротивления опасного сечения
4. Проверка вала на статическую и усталостную прочность.
Находим напряжение изгиба для опасного сечения.
;
Определяем напряжения кручения для опасного сечения.
,где WP-полярный момент сопротивления сечения
Определяем расчетное напряжение опасного сечения на растяжение:
Номинальное эквивалентное напряжение в опасном сечении вала
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.