Выбираем ближайший в параметрическом ряду а/с грузоподъемностью 280 т – БЕЛАЗ 75501.
1.3 Расчет оптимального объемного модуля:
где 10,9 - оптимальный весовой модуль;
1,2 – коэффициент наполнения ковша экскаватора.
Вместимость кузова а/с:
м3
где E=10 м3 – емкость ковша экскаватора;
13,1 – оптимальный объемный модуль;
kн.к.=1,2 – коэффициент наполнения кузова а/с с учетом «шапки».
Из этого следует что по грузоподъемности и вместимости кузова БЕЛАЗ 75501 подходит.
2 Тяговый расчет.
Техническая характеристика автосамосвала БЕЛАЗ – 75501.
Колесная формула 4х4
Грузоподъемность 280 т
Масса автосамосвала снаряженная 200 т
Полная 480 т
Максимальная скорость движения 40 км/ч
Геометрическая вместимость кузова 110 м3
Полная мощность 2317 КВт
Частота оборотов коленчатого вала 1000 об/мин
Тип трансмиссии Электромеханическая
Рабочая тормозная система двухдисковый тормоз сухого типа
Вспомогательная тормозная система Эл-е торможение тяговыми эл.дв.
Габариты длина 15,25 м
Ширина 8,00 м
Высота 6,75 м
2.1 Определение силы тяги
кН, где Nдв=2317 кВт – мощность дизельного двигателя;
V =13 км/ч – скорость движения груженого автосамосвала на подъем;
hом =0,95 – коэффициент отбора мощности, учитывающий расход мощности на вспомогательные нужды;
hт=0,75 – КПД электромеханической трансмиссии;
hк =0,9 – КПД колеса.
2.2 Проверка касательной силы тяги на условие отсутствия пробуксовки:
Касательная сила тяги не должна превышать силу тяги, определенную из условия сцепления колеса с дорогой:
кН, где Рсц =(q+qас)g =(280+200)9,81=4709 КН – сцепной вес автосамосвала с колесной формулой 4´4;
y =0,15 – коэффициент сцепления колес с дорогой при гололеде.
FK<Fсц
433 кН < 706 кН => условие выполняется
2.3 Определение сил сопротивления
где - основное сопротивление движению, возникает на прямом горизонте пути,
- основное удельное сопротивление;
=i - сопротивление от уклона,
- сопротивление от кривых участков пути при больших радиусах мало;
- сопротивление воздушной среды пренебрежительно мало в данном случае;
- сопротивлением от инерции вращающихся масс пренебрегаем, так как это значение мало.
Таким образом, динамический фактор машины складывается выражением:
Рассчитанная сила тяги должна быть достаточной для преодоления суммарного сопротивления автосамосвала, т.е.
Расчетная таблица для груженого направления
Номер участка |
Длина участка |
Удельное сопротивление |
Сопротивление качению |
Уклон |
Сопротивление от уклона |
Суммарное сопротивление |
Скорость движения |
Время движения |
Суммарное удельное сопротивление |
м |
Н/кН |
кН |
кН |
кН |
Км/ч |
мин |
% |
||
1 |
50 |
40 |
188 |
0,05 |
235 |
423 |
12 |
0,24 |
9 |
2 |
150 |
30 |
141 |
0,05 |
235 |
376 |
13 |
0,69 |
8 |
3 |
200 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
423 |
12 |
0,97 |
9 |
4 |
150 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
423 |
12 |
0,73 |
9 |
5 |
250 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
423 |
12 |
1,21 |
9 |
6 |
200 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
423 |
12 |
0,97 |
9 |
7 |
230 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
423 |
12 |
1,12 |
9 |
8 |
180 |
30 |
141 |
0,05 |
235 |
376 |
13 |
0,83 |
8 |
9 |
220 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
423 |
12 |
1,07 |
9 |
10 |
300 |
40 |
188 |
0,05 |
235 |
423 |
12 |
1,46 |
9 |
11 |
170 |
45 |
212 |
0,04 |
188 |
400 |
13 |
0,81 |
8,5 |
12 |
210 |
50 |
235 |
0,04 |
188 |
423 |
12 |
1,02 |
9 |
13 |
260 |
55 |
259 |
0,03 |
141 |
400 |
13 |
1,23 |
8,5 |
Время движения груженого направления 12 мин
Расчетная таблица для порожнего направления
Номер участка |
Длина участка |
Удельное сопротивление |
Сопротивление качению |
Уклон |
Сопротивление от уклона |
Сила сопротивления |
Скорость движения |
Время движения |
Суммарное удельное сопротивление |
м |
Н/кН |
кН |
кН |
кН |
Км/ч |
мин |
% |
||
1 |
260 |
40 |
188 |
0,03 |
141 |
47 |
28 |
0,55 |
1 |
2 |
210 |
30 |
141 |
0,04 |
188 |
0 |
30 |
0,43 |
0 |
3 |
170 |
30 |
141 |
0,04 |
188 |
0 |
30 |
0,34 |
0 |
4 |
300 |
30 |
141 |
0,05 |
235 |
0 |
30 |
0,60 |
0 |
5 |
220 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
0 |
30 |
0,44 |
0 |
6 |
180 |
30 |
141 |
0,05 |
235 |
0 |
30 |
0,36 |
0 |
7 |
230 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
0 |
30 |
0,46 |
0 |
8 |
200 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
0 |
30 |
0,40 |
0 |
9 |
250 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
0 |
30 |
0,50 |
0 |
10 |
150 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
0 |
30 |
0,30 |
0 |
11 |
200 |
30 |
141 |
0,06 |
282 |
0 |
30 |
0,40 |
0 |
12 |
150 |
30 |
141 |
0,05 |
235 |
0 |
30 |
0,30 |
0 |
13 |
50 |
55 |
258 |
0,05 |
235 |
23 |
29 |
0,10 |
0,5 |
Время движения порожнего направления 5 мин
2.4 Средневзвешенная скорость по грузовому и порожняковому направлению:
км/ч,
км/ч где - длина i-того участка пути, км.
В проектах и эксплуатационных укрупненных расчетах можно пользоваться также среднетехнической скоростью движения автомобиля:
км/ч
2.4 Расчет тормозного пути а/с
В реальных условиях эксплуатации величена тормозного пути правилами безопасности не регламентируется. Однако тормозной путь автосамосвала при различных дорожных условиях необходимо знать, во-первых, для обеспечения безопасности движения транспортных средств в карьере, регламентации скоростей движения на спусках и, во-вторых, для расчета пропускной способности автодорог, которая в свою очередь завичит от минимально допустимого расстояния между автосамосвалами.
В проектных и эксплуатационных расчетах для определения тормозного пути пользуются известной формулой:
м
где V – скорость движения автомобиля, км/ч;
- коэффициент инерции вращающихся масс автомобиля, =0,15;
м - груженый ход
м - порожний ход
К величине тормозного пути, определенного по формуле необходимо добавить путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя и приведения тормозов в действие :
, м
Величина =0,40,7 с принятым стандартом. Величину тормозного пути определяют, естественно, для максимального уклона на трассе.
м
Весь тормозной путь при скорости 40 км/ч груженого автомобиля на рабочем уклоне будет:
м.- гружений ход
м.- порожний ход
Расход топлива на 1 рейс:
, где - теоретический расход топлива, л/рейс;
=850 - плотность топлива,;
- коэффициент собственной массы машины;
L =2,57 км – длина маршрута;
- среднее сопротивление по трассе;
H = 39 м – высота подъема кварцита;
=280 т - грузоподъемность а/с;
=0,95 - коэффициент использования;
Расчетный расход топлива на 100 км пробега:
, кг или 2289 л.
, л/100 км пробега, где - фактический расход топлива на 100 км пробега;
=1,1- коэффициент, учитывающий дополнительный расход топлива в зимний период,;
=1,05 - коэффициент, учитывающий дополнительный расход топлива на гаражные нужды,
=1,05- коэффициент, учитывающий дополнительный расход топлива на маневры.
Расход масла составляет 5-6% от расхода топлива, таким образом:
л.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.