В последующих классах картографические знания развиваются весьма фрагментарно, однако ученики знакомятся с новыми, в первую очередь разнообразными экономическими картами.
Формирование умения работать с географическими картами
В методической литературе при анализе различных видов работ учащихся с картой говорится о понимании, чтении и знании карты. Оговоримся, что разные методисты не вполне одинаково трактуют данные понятия. Нам наиболее близки позиции Г. Ю. Грюнберга• В методике преподавания географии выделяют три цели, достигаемые изучением географических карт и работой с ними: научить школьников понимать, читать и знать карту..
Понимание карты предполагает наличие картографических знаний: что такое географическая карта, каковы ее основные свойства, чем она отличается от других видов изображений земной поверхности. Кроме того, чтобы понимать карту, необходимо уметь работать с масштабом и градусной сетью. Таким образом, понимание карты не следует путать с вниманием причинно-следственных связей между объекта-ми и явлениями, которые изображены на ней.
Проверить понимание географической карты можно поредством указанных ниже вопросов и заданий.
— Что такое масштаб? Какие виды масштаба существуют, Какие из них подписывают на географических картах?
Чтение карты — умение узнавать действительность, ре-альный мир в сочетании условных знаков, т. е. извлекать изкарты информацию о качественных и количественных характеристиках изображенной на ней территории.
Суть любой карты заключена в размещенных на ней рисунках и знаках, образующих систему пространственных отношений, адекватную пространственной структуре земной поверхности. Картографические рисунки отражают результат зрительного восприятия действительности, поэтому степень их наглядности достаточно высока. Таким образом, чтение карты является для школьников весьма сложным действием и требует формирования специального умения. На начальном этапе формирования умения читать карту целесообразно познакомить учащихся с ее основным содержанием и способом его показа
Важно отметить, что на начальных этапах формирования приемов чтения карты необходимо, чтобы учащиеся объясняли ход выполнения заданий и основания, в соответствии с которыми они пришли к тем или иным выводам.
В методической литературе различают простое и сложное чтение карт.
Согласно идеям Г. Ю. Грюнберга, знать карту — значит помнить расположение, относительные размеры и форму географических объектов.
Традиционным средством контроля в данном случае является стен-карта. При помощи стенной карты можно организовать и фронтальную работу.Для проверки географической номенклатуры используют и контурные карты.
Любой вид работы с картой предполагает ее использование в качестве источника географической информации. Организацию работы школьников по извлечению из карт качественных и количественных характеристик географических объектов и явлений можно сделать более рациональной, если использовать определенный план действий. С одной стороны, работа по плану приучает школьников излагать мысли в логической последовательности, с другой — обеспечивает возможность оптимального использования имеющихся карт. Таким путем могут составляться географические характеристики как отдельных объектов и явлений (река, гора, климат определенной местности), так и территории в целом (природная зона, экономический район, страна). Планы могут использоваться как в старших, так и в младших классах, причем от класса к классу с появлением новых карт они усложняются. Примеры планов характеристик объектов и явлений приводятся в учебниках и многочисленных методических пособиях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.