Географическая карта и ее свойства. Методика изучения геграфических карт в школьном курсе географии 6-10 класса. Реализация дидактических принципов при изучении темы, страница 2

Классификация карт: По масштабу: Крупномасштабные(1:100 тыс.и кр.). Среднемасш-е(1:200 тыс 1:млн.), мелкомасш-е (1:млн.и мельче). В применении к общегеографическим картам эти же группы наз-ся : топографические, обзорно-топограф., обзорные. Территориальная классификация. Различаются группы карт по охвату территории: карты мира, суши и мирового океана, материков. Чем больше по плану территория изображена на карте, тем мельче ее масштаб. Классификация по тематике (содержанию). Различают общегеографические и тематические. На общегеогр-х показана площадь во всем ее разнообразии, фоновым является изображение рельефа, остальные элементы содержания представлены с различной степенью генерализации. Осн.хар-ки общегеогр-х карт зависят от масштаба карты. Для тематической карты один какой-либо элемент является  темой карты, главный принцип – соответствие их структуре наук о Земле. При этом выделяются природ. явления. Принята их группировка по компонентам геогр.среды или по наукам, изучающим эти компоненты. Картографическая генерализация- это отбор какой-то части участка зем.пов-ти для обобщенного показа на карте. Процесс отбора геогр.объектов для отображения на карте наз-ся картографической генерализацией. Географическое моделирование: Основное св-во моделей: заменяют реальный объект его изображением. Карта–это географическая модель действительности. Картографическому изображению как обзорно-географической модели свойственны геометрическая точность, геогр. соответствие, обзорность, наглядность. В общегеографич-ой карте различают: 1.математическую основу. 2.Картографическое изображение. 3.Вспомогательное оснащение. 4.Дополнительные данные.1-е геодезическая основа, масштаб и проекция, позволяет построить географич. изображение со всей математич-ой определенностью. Геодезическая основа – система точек на зем.пов-ти, положение кот.определено в системе координат как в плоскости, так и по высоте. Масштаб позволяет уменьшить этот эллипсоид до обозримых размеров, необходимых для общения с предметом исследования. Проекция дает возможность развернуть глобус в плоскость и строить географ.изображение образно-знаковую модель картируемого явления. 2-е – это те объекты и явления, кот яв-ся предметом картирования и изображения их в виде условных знаков, линий, ареалов и т.д. Это м.б. объекты гидрографии, рельеф, раст-ть, населенные пункты, геолог.строение, ландшафты, условия увлажнения. 3-е –легенда. 4-е в виде карт врезок, профилей, рисунков, графиков, таблиц и т.д. картографический метод исслед-я – использование карт для познания отображенных на них явлений и процессов. Выявление и анализ факторов размещения и развитии явлений; установление степени соответствия м/у явлениями;изучение динамики и эволюции геогр. систем; экстремальное проектирование и мониторинг.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) систематичности и последовательности; 4) прочности; 5) научности; 6) доступности; 7) связи теории с практикой. Эти принципы составляют систему дидактических принципов.

Принцип наглядности обучения

Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения: пропускная способность .Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем информация, в из (по каналу), не требует значительного она в памяти человека легко, быстро и прочно.