Географическая карта и ее свойства. Методика изучения геграфических карт в школьном курсе географии 6-10 класса. Реализация дидактических принципов при изучении темы, страница 3

Принцип систематичности и последовательности Принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний.

Принцип прочности Данный принцип подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учаЩих-ся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этоПринцип доступности Принцип доступности обучения вытекает из требований выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой.

В основе принципа доступности лежит закон тезауруса:

доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово tesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.

Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Географическим картам в системе средств обучения географии принадлежит особое место. На существенную роль карты в процессе обучения указывали Н. Н. Баранский. А. А. Половинкин, М. В. Студеникин, А. М. Берлянт, Г. Ю. Грюнберг. Большинство географических объектов недоступно для непосредственного изучения; заменяя «объект исследования» карта является посредником между реальной действительностью и познавательными процессами школьника.

Система картографических знаний и умений школьной географии

В учебном процессе карта выполняет две важные функции: с одной стороны» это объект (или предмет) изучения, с другой — важнейший источник географической информации. Предметом изучения географическая карта является главным образом в начальном курсе географин, в 6 классе. Здесь рассматриваются основные виды изображений местности и ихсущественные признаки, градусная сеть ее элементы, формируются понятия «масштаб», «азимут», «географические координаты». На эту систему знаний опираются и важнейшие умения: определять по картам расстояния, направления, географические координаты. Основным источником географической информации в 6 классе являются физические карты, по которым школьники учатся устанавливать особенности географического положения крупных объектов, а также высоты точек земной поверхности. Кроме того, в 6 классе учащиеся знакомятся с политической картой мира.

В курсе географии материков и океанов (7 класс) расширение системы картографических знаний учащихся происходит за счет изучения вопросов, связанных с классификацией географических карт по разным признакам: масштабу, охвату территории, содержанию. При этом ребята знакомятся с разнообразными тематическими картами — тектонической (картой строения земной коры), климатической, климатических поясов, почвенной, природных зон, плотности населения, комплексными и др. В результате, сопоставляя различные карты, они должны научиться составлять комплексные характеристики географических объектов и явлений — гор, равнин, климатических поясов, водных объектов, природных зон, отдельных стран.