Наука об остатках организмов. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

задания рассчитаны на самостоятельные ответы обучающихся, их знания по общей биологии, умение логически мыслить, анализировать.

Многие вопросы имеют межпредметную связь с историей, химией географией.

2.Основная часть

Задания составлены в двух вариантах.

В каждом варианте присутствует тест из 10 вопросов (каждый правильный ответ оценивается в 1балл), позволяющий оценить кругозор и уровень знаний обучающихся по разным темам общей биологии, их способность анализировать и сопоставлять факты, делать правильные выводы.

Далее обучающимся представлено задание повышенного уровня сложности. Нужно, изучив фрагмент текста, самостоятельно сформулировать ответы на вопрос(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество – 4 балла).

Последнее задание – это решение генетической задачи, представляющее собой высокий уровень сложности, так как её решение требует применение знаний и их адаптации в новых условиях. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, максимальное количество – 8 баллов.

2.1. Задания

                                                          Вариант 1

1. Выберите правильный ответ из нескольких предложенных

1.  У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках – а) 12;

б) 10;

в) 8;

г) 4;

2. Растения какой группы образовали залежи каменного угля:

а) моховидные;

б) папоротниковые;

в) цветковые;

г) древние водоросли;

3. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию:

а) волосяного покрова и ушных раковин;

б) сухой кожи с роговыми чешуями;

в) роговых щитков;

г) голой кожи, покрытой слизью;

4. При недостатке в организме витамина С человек заболевает:

а) цингой;

б) рахитом;

в) бери-бери;

г) сахарным диабетом;

5. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов являются предпосылкой а) борьбы за существование;

б) мутационной изменчивости;

в) изоляции популяций;

г) понижение уровня организации видов;

6. Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности:

а) дрожжевых грибов;

б) клубеньковых бактерий;

в) молочнокислых бактерий;

г) плесневых грибов;

7. Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о:

а) биогенной миграции атомов;

б) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад;

в) взаимосвязи живой и неживой природы;

г) происхождении растений и животных от общего предка;

8. Искусственный отбор а) действует в природе постоянно;

б) сохраняет особей с полезными для них признаками;

в) сохраняет особей с признаками, интересующими человека;

г) обеспечивает формирование приспособленности;

9. К результатам эволюции относят:

а) борьбу за существование и естественный отбор;

б) приспособленность и многообразие видов;

в) мутационную и комбинативную изменчивость;

г) модификационную и коррелятивную изменчивость;

10. Парные гены гомологичных хромосом называют: а) аллельными;

б) сцепленными;

в) рецессивными;

г) доминантными.

2. Определите, какие критерии вида описаны в тексте.

Млекопитающее рода «мышь». Её родина – Северная Африка. Вслед за человеком распространилась повсеместно. Обитает в естественных условиях, питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете рождается от 5 до 7 детёнышей.

3. Решите задачу.

У кур встречается сцепленный с полом летальный ген Xа, вызывающий гибель эмбрионов. Гетерозиготы по этому типу жизнеспособны. При скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство  (у птиц гетерогаметный пол женский).

Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят.

Вариант 2

    1. Выберите правильный ответ из нескольких предложенных

1. Какая наука изучает остатки организмов:

а) биогеография;

б) эмбриология;

в) сравнительная анатомия;

г) палеонтология;

2.  Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и

Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых?

а) эволюции;

б) хромосомную;

в) клеточную;

г) онтогенеза;

3.  Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют:   

а) бактериофаги; б) хемотрофы; в) автотрофы;

г) цианобактерии;

4. Клетки грибов в отличии от клеток бактерий, имеют:

а) цитоплазму; б) ядро;

в) плазматическую мембрану;

г) рибосомы;

5.  Обыкновенную амебу относят к подцарству Простейшие, потому что    она а) имеет мелкие размеры; б) обитает в водной среде;

в) способна к передвижению;

г) состоит из одной клетки;

6.  У растений, полученных путем вегетативного размножения, а) повышается адаптация к новым условиям;

б) проявляется комбинативная изменчивость;

в) набор ген идентичен родительскому;

г) появляется много новых признаков;

7.  Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека:

а) способности различать запахи;

б) прямохождения;

в) членораздельной речи;

г) особенностей строения позвоночника;

8.  Ферменты лизосом синтезируются в а) рибосомах;

б) митохондриях;

в) клеточной стенке;

г) комплексе Гольджи;

9.  Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в а) метафазе первого деления;

б) профазе второго деления;

в) анафазе второго деления;

г) телофазе первого деления;

10. Какие ароморфозы позволили древним пресмыкающимся полностью освоить наземно-воздушную среду обитания:

а) роговой покров, развитые легкие;

б) пятипалая конечность, живорождение;

в) покровительственная окраска, способность к регенерации;

г) четырехкамерное сердце, теплокровность.

2. Определите, какие критерии вида описаны в тексте:

Муравьи – бульдоги относятся к низшим муравьям. Обитают в тропических лесах Бразилии. Это крупные муравьи, обладают хорошим зрением, имеют развитое жало, активные дневные хищники. Агрессивны, больно жалят. Гнезда устраивают в почве, питаются насекомыми и другими беспозвоночными.

3. Решите задачу.

Гены окраски шерсти кошек расположены в X-хромосомах. Чёрная окраска определяется геном XВ, рыжая – Xв, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один чёрный котёнок.

Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

2.3 Ответы на задания

                                                    Вариант 1.

1. тест, максимальное количество – 10 баллов

1г, 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7г, 8в, 9б, 10а

2. Работа с текстом, максимальное количество -  4 балла

Критерии вида: географический, физиологический, экологический.

3.Задача, максимальное количество – 8 баллов

Генотипы родителей – ХАУ; ХАХа;

Генотипы потомства – ХАХА; ХАХа; ХАУ; ХаУ;

Из 4 цыплят жизнеспособны - 3; из них – 2 петушка и 1 курочка;

Соотношение – 2:1

Вариант 2.

1. тест, максимальное количество – 10 баллов

1г, 2в, 3а, 4б, 5г, 6в, 7в, 8г, 9в, 10г

2. Работа с текстом, максимальное количество -  4 балла

Критерии вида: географический, физиологический, экологический, морфологический.

3.Задача, максимальное количество – 8 баллов

Генотипы родителей – ХВХВ; ХвУ;

Генотипы потомства – ХВХв; ХВУ

Возможный пол котят – 2 кошки и 2 кота.

3.Анализ результатов.

Олимпиада по биологии проходила 9 апреля 2009 года.

В мероприятии участвовало 2 группы, все учащиеся 2 курса.

Наибольшее затруднение студенты испытывали при выполнении 2 и 3 заданий, связанных с применением знаний в новой ситуации. Часть учащихся не полностью справились со 2 заданием, а генетическую задачу решили лишь двое учащихся из семи.

Победителями олимпиады  по биологии стали:

1 место  – Гершпигель Маргарита, группа ПК 07 ( 1/2) – 13 б.

Боровских Ольга, группа ПК 07 (1/2) – 13 б.

2 место  -  Карелина Татьяна, группа ПР 07 ( 1/2) – 8 б.

Назарова Кристина, гр.ПК 07(1/2) – 8 б.      

3 место -   Татарченко Валентина, группа ПК 07 ( 1/2) – 7б.

4.Список литературы

1. Мухамеджанов И. Р. Тесты, блицопросы по общей биологии:

10-11кл. [Текст] М: ВАКО, 2007-224с.

2. Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень [Текст]: учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений. Сивоглазов М: Дрофа,

2005-368с.

5.Приложение.

Документ выполнен в электронном варианте, на временном носителе

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Биология
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
172 Kb
Скачали:
0