задания рассчитаны на самостоятельные ответы обучающихся, их знания по общей биологии, умение логически мыслить, анализировать.
Многие вопросы имеют межпредметную связь с историей, химией географией.
2.Основная часть
Задания составлены в двух вариантах.
В каждом варианте присутствует тест из 10 вопросов (каждый правильный ответ оценивается в 1балл), позволяющий оценить кругозор и уровень знаний обучающихся по разным темам общей биологии, их способность анализировать и сопоставлять факты, делать правильные выводы.
Далее обучающимся представлено задание повышенного уровня сложности. Нужно, изучив фрагмент текста, самостоятельно сформулировать ответы на вопрос(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество – 4 балла).
Последнее задание – это решение генетической задачи, представляющее собой высокий уровень сложности, так как её решение требует применение знаний и их адаптации в новых условиях. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, максимальное количество – 8 баллов.
2.1. Задания
Вариант 1
1. Выберите правильный ответ из нескольких предложенных
1. У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках – а) 12;
б) 10;
в) 8;
г) 4;
2. Растения какой группы образовали залежи каменного угля:
а) моховидные;
б) папоротниковые;
в) цветковые;
г) древние водоросли;
3. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию:
а) волосяного покрова и ушных раковин;
б) сухой кожи с роговыми чешуями;
в) роговых щитков;
г) голой кожи, покрытой слизью;
4. При недостатке в организме витамина С человек заболевает:
а) цингой;
б) рахитом;
в) бери-бери;
г) сахарным диабетом;
5. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов являются предпосылкой а) борьбы за существование;
б) мутационной изменчивости;
в) изоляции популяций;
г) понижение уровня организации видов;
6. Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности:
а) дрожжевых грибов;
б) клубеньковых бактерий;
в) молочнокислых бактерий;
г) плесневых грибов;
7. Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о:
а) биогенной миграции атомов;
б) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад;
в) взаимосвязи живой и неживой природы;
г) происхождении растений и животных от общего предка;
8. Искусственный отбор а) действует в природе постоянно;
б) сохраняет особей с полезными для них признаками;
в) сохраняет особей с признаками, интересующими человека;
г) обеспечивает формирование приспособленности;
9. К результатам эволюции относят:
а) борьбу за существование и естественный отбор;
б) приспособленность и многообразие видов;
в) мутационную и комбинативную изменчивость;
г) модификационную и коррелятивную изменчивость;
10. Парные гены гомологичных хромосом называют: а) аллельными;
б) сцепленными;
в) рецессивными;
г) доминантными.
2. Определите, какие критерии вида описаны в тексте.
Млекопитающее рода «мышь». Её родина – Северная Африка. Вслед за человеком распространилась повсеместно. Обитает в естественных условиях, питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете рождается от 5 до 7 детёнышей.
3. Решите задачу.
У кур встречается сцепленный с полом летальный ген Xа, вызывающий гибель эмбрионов. Гетерозиготы по этому типу жизнеспособны. При скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство (у птиц гетерогаметный пол женский).
Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят.
Вариант 2
1. Выберите правильный ответ из нескольких предложенных
1. Какая наука изучает остатки организмов:
а) биогеография;
б) эмбриология;
в) сравнительная анатомия;
г) палеонтология;
2. Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и
Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых?
а) эволюции;
б) хромосомную;
в) клеточную;
г) онтогенеза;
3. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют:
а) бактериофаги; б) хемотрофы; в) автотрофы;
г) цианобактерии;
4. Клетки грибов в отличии от клеток бактерий, имеют:
а) цитоплазму; б) ядро;
в) плазматическую мембрану;
г) рибосомы;
5. Обыкновенную амебу относят к подцарству Простейшие, потому что она а) имеет мелкие размеры; б) обитает в водной среде;
в) способна к передвижению;
г) состоит из одной клетки;
6. У растений, полученных путем вегетативного размножения, а) повышается адаптация к новым условиям;
б) проявляется комбинативная изменчивость;
в) набор ген идентичен родительскому;
г) появляется много новых признаков;
7. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека:
а) способности различать запахи;
б) прямохождения;
в) членораздельной речи;
г) особенностей строения позвоночника;
8. Ферменты лизосом синтезируются в а) рибосомах;
б) митохондриях;
в) клеточной стенке;
г) комплексе Гольджи;
9. Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в а) метафазе первого деления;
б) профазе второго деления;
в) анафазе второго деления;
г) телофазе первого деления;
10. Какие ароморфозы позволили древним пресмыкающимся полностью освоить наземно-воздушную среду обитания:
а) роговой покров, развитые легкие;
б) пятипалая конечность, живорождение;
в) покровительственная окраска, способность к регенерации;
г) четырехкамерное сердце, теплокровность.
2. Определите, какие критерии вида описаны в тексте:
Муравьи – бульдоги относятся к низшим муравьям. Обитают в тропических лесах Бразилии. Это крупные муравьи, обладают хорошим зрением, имеют развитое жало, активные дневные хищники. Агрессивны, больно жалят. Гнезда устраивают в почве, питаются насекомыми и другими беспозвоночными.
3. Решите задачу.
Гены окраски шерсти кошек расположены в X-хромосомах. Чёрная окраска определяется геном XВ, рыжая – Xв, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один чёрный котёнок.
Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
2.3 Ответы на задания
Вариант 1.
1. тест, максимальное количество – 10 баллов
1г, 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7г, 8в, 9б, 10а
2. Работа с текстом, максимальное количество - 4 балла
Критерии вида: географический, физиологический, экологический.
3.Задача, максимальное количество – 8 баллов
Генотипы родителей – ХАУ; ХАХа;
Генотипы потомства – ХАХА; ХАХа; ХАУ; ХаУ;
Из 4 цыплят жизнеспособны - 3; из них – 2 петушка и 1 курочка;
Соотношение – 2:1
Вариант 2.
1. тест, максимальное количество – 10 баллов
1г, 2в, 3а, 4б, 5г, 6в, 7в, 8г, 9в, 10г
2. Работа с текстом, максимальное количество - 4 балла
Критерии вида: географический, физиологический, экологический, морфологический.
3.Задача, максимальное количество – 8 баллов
Генотипы родителей – ХВХВ; ХвУ;
Генотипы потомства – ХВХв; ХВУ
Возможный пол котят – 2 кошки и 2 кота.
3.Анализ результатов.
Олимпиада по биологии проходила 9 апреля 2009 года.
В мероприятии участвовало 2 группы, все учащиеся 2 курса.
Наибольшее затруднение студенты испытывали при выполнении 2 и 3 заданий, связанных с применением знаний в новой ситуации. Часть учащихся не полностью справились со 2 заданием, а генетическую задачу решили лишь двое учащихся из семи.
Победителями олимпиады по биологии стали:
1 место – Гершпигель Маргарита, группа ПК 07 ( 1/2) – 13 б.
Боровских Ольга, группа ПК 07 (1/2) – 13 б.
2 место - Карелина Татьяна, группа ПР 07 ( 1/2) – 8 б.
Назарова Кристина, гр.ПК 07(1/2) – 8 б.
3 место - Татарченко Валентина, группа ПК 07 ( 1/2) – 7б.
4.Список литературы
1. Мухамеджанов И. Р. Тесты, блицопросы по общей биологии:
10-11кл. [Текст] М: ВАКО, 2007-224с.
2. Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень [Текст]: учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений. Сивоглазов М: Дрофа,
2005-368с.
5.Приложение.
Документ выполнен в электронном варианте, на временном носителе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.