б) Инструкция правлению была составлена в предположение, что дело ведется тремя членами правления (минимальное число и по нормальному уставу) председателем, казначеем и контролером. Роли их точно разграничены и каждого из них имелся свой служащий, который исполнял, под руководством и ответственностью соответствующего члена правления, текущую работу по своей части. Таким образом, под руководством председателя состоял бухгалтер, у казначея – кассир, у контролера – заведующий складом. Эти трое лиц, а считая с заведующим магазином – четверо, могли произвести очень большую работу. В маленьких обществах, при небольших оборотах, кассир и заведующий складом могли отсутствовать и деньги у заведующего может отбирать непосредственно казначей, в средних и больших – на кассира возлагался, и прием денег за отпускаемый товар и в каждой части могло быть по несколько служащих. Существенное удобство изложенного в инструкции порядка состояло в том, что устранялся мелочный подсчет продаваемого товара, который заменялся учетом заведующего лавкой по четвертям года, и в тоже время достигалась полная ясность в ведении дела и действительное участие, а с ним и ответственность всех членов правления. Затем порядок этот гарантировал от всяких сюрпризов, и при уходе одного из членов правления прочие не оставались в беспомощном положении, что встречалось довольно часто.
в) Инструкция наблюдательному совету предполагала постоянное существование такового. В наших обществах, в громадном большинстве случаев, совета не было и его заменяло общее собрание, - что составляло большой недостаток. Кроме того, что общие собрания бывали не часто, обыкновенно не более 2-х раз в год, - всякому, кому приходилось присутствовать на них, было известно, что обсуждение сложных вопросов здесь было почти невозможно и решения сплошь и рядом принимались случайным большинством, вызываясь иногда одной остроумной фразой оратора и даже не выражали хотя бы приблизительно мнения большинства членов общества, потому что собрания бывали почти всегда очень малолюдны. Несколько лучше были собрания уполномоченных, но в общем те же недостатки встречались и тут, если уполномоченных было много, если же их относительно мало (человек 20-40), то такие собрания близко подходили к наблюдательному совету, но без существенной их черты – ответственности, которую общие собрания не несли. Поэтому, казалось бы, на общие собрания следовало бы вносить лишь принципиальные вопросы и годовые отчеты; способ проверки отчетов по нормальному уставу определялся очень точно. Для ближайшего руководства делом необходимо было бы воспользоваться уставом и установить советы. Кроме деятельности подробно изложенной в прилагаемых инструкциях, совет служил надежной связью между правлением и членами общества делал все операции общества гласными, безусловно, устраняя вредную в кооперативном деле келейность, и создавало устойчивость предприятия, так как вопросы решались людьми, более знакомыми с делом, чем случайно собравшиеся на данное общее собрание.
Если бы наблюдательный совет не был установлен, то часть инструкций для него может быть очень полезна ревизионной комиссии, давая полную программу при производстве ревизий.
г) В конце инструкций были приложены образцы периодической отчетности. Как бы не велось счетоводство общества, в конце концов оно всегда могло и должно было быть сведено приблизительно к тем формам, какие были указаны Австрийским союзом. Формы эти настолько были просты и в тоже время полны, что раз было ручательство совета или ревизионной комиссии в точности числовых данных, все члены общества легко могли познакомиться по ним как с направлением деятельности своего общества, так и положением дел к отчетному дню.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.