Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Факультет психологии
Кафедра«Прикладная психология»
Ю9
Ш12
ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ
Челябинск
Издательство ЮУрГУ 2000
ББК Ю935.1я73 + Ю937.я7 + Ю941.2я7 + Ч481.25.я7
З. А. Основы статистики:
Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 35 с.
В учебном пособии изложены основные понятия математической статистики, простейшие приемы обработки первичных психологических наблюдений, а также статистических критериев, широко используемых в практике. Методы рассматриваются на реальных примерах и сопровождаются алгоритмами расчетов, которые можно производить без использования компьютерных программ.
Учебное пособие предназначено для студентов психологического факультета, психологов-практиков и специалистов смежных областей деятельности.
Ил. 5, таблиц 18, список лит. – 6 назв.
Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.
Рецензенты: Сиротин О.А., доктор пед. наук, профессор,
Карлышев В.М., кандидат пед. наук, доцент.
Издательство ЮУрГУ, 2000.
В настоящее время издается большое количество книг по психологии – как в области различных теорий, так и практических методов. Что же касается пособий по методам обработки и анализа результатов исследований, которые необходимы не только психологуисследователю, но и практику, то их насчитывается буквально единицы. Но и они скорее всего недоступны многим студентам-психологам, и практикам из-за явно малого объема тиража. Наиболее позднее и профессионально глубокое пособие в этой области, написанное Е. В. Сидоренко, посвящено исключительно непараметрическим методам математической статистики. Психологам же необходимы хотя бы общие представления и о параметрических методах, применяемых в практике.
Составляя настоящее руководство, автор не преследовал цель дать полное описание математических методов, применяемых в психологии. Он видел свою задачу в том, чтобы создать начальный курс математической статистики, который мог бы служить в качестве учебного пособия для студентов психологических и смежных специальностей, а также в качестве элементарного практического руководства для практических психологов, преподавателей, не имеющих специальной математической подготовки.
Основу издания составляют главным образом материалы самого автора, а также данные, заимствованные из различных источников. В пособии описаны математико-статистические методы, которые широко применяются в психологических исследованиях и связаны с оценкой результатов массовых наблюдений. Теоретическое изложение сопровождается разбором примеров из психологической практики, приводятся алгоритмы проведения расчетов статистических критериев.
Я глубоко благодарна и отдаю дань памяти Юрию Сергеевичу Багимову, первому заведующему кафедрой прикладной психологии Южно-Уральского государственного университета, моему учителю, который помог мне влюбиться в науку психологию и почувствовать вкус методов математической статистики при работе над кандидатской диссертацией и в дальнейшей практической деятельности.
Я благодарна коллегам, которые убедили меня в необходимости данного пособия и оказали профессиональную помощь в его подготовке.
.
Статистика – это область науки, имеющая дело со сбором, анализом и интерпретацией данных. Массовые социально-экономические явления и процессы измерения однородных объектов, обладающие качественной общностью, обнаруживают определенные закономерности. Математическая статистика создает методы выявления этих закономерностей.
Психолог-практик использует методы математической статистики при описании каких-либо явлений, событий с тем, чтобы выявить, определить и описать как качественные, так и количественные особенности этих явлений, событий.
1.1. Основные термины математической статистики
Измерение –это присваивание числового значения какому-либо явлению, объекту или событию определенного числа в соответствии с определенными правилами. Например, измерение роста человека. Вопервых, возникает вопрос: что такое рост человека? Рост измеряют в сантиметрах, метрах. Но о чем может нам сказать следующее измерение: рост человека равен 180 см. Можно ли сказать, что это высокий человек? Появляется необходимость сравнения роста этого человека с ростом других людей или ростом группы людей, объединенных по какому-либо признаку (например, по национальности, по возрасту и т.д.). С. Стивенсон предложил 4 типа классификации измерений:
• номинативная (номинальная или шкала наименований) – это способ классификации простейший, по ячейкам. Простейшим примером такой классификации является способ, состоящий из двух ячеек (рост человека – высокий/ низкий, ответ испытуемого – да/ нет);
• порядковая (ординальная) шкала, классифицирующая по принципу “больше – меньше”, в этом случае ячейки называют классами и для удобства пользования строят таблицы (списки) по убыванию или по возрастанию величины. Классы (по числовой величине) различают –
«высокий», «средний» и «низкий»;
• интервальная (шкала равных интервалов) – шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений стоит друг от друга на равном расстоянии (примером может быть любая измерительная шкала в приборах);
• шкала равных отношений – шкала, классифицирующая пропорционально зависимые значения друг от друга или пропорциональные отношения друг к другу. Например, 2 так относится к 4, как 4 к 8; или при увеличении скорости
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.