Основные термины математической статистики. Свойства вариационных рядов и способы их упорядочения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Факультет психологии

Кафедра«Прикладная психология»

Ю9

Ш12

ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ

Учебное пособие

Челябинск

Издательство ЮУрГУ 2000

ББК Ю935.1я73 + Ю937.я7 + Ю941.2я7 + Ч481.25.я7

З. А. Основы  статистики:

Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. –   35 с.

В учебном пособии изложены основные понятия математической статистики, простейшие приемы обработки первичных психологических наблюдений, а также статистических критериев, широко используемых в практике. Методы рассматриваются на реальных примерах и сопровождаются алгоритмами расчетов, которые можно производить без использования компьютерных программ.

Учебное пособие предназначено для студентов психологического факультета, психологов-практиков и специалистов смежных областей деятельности.

         Ил. 5, таблиц 18, список лит. – 6 назв.

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

        Рецензенты: Сиротин О.А., доктор пед. наук, профессор, 

                             Карлышев В.М., кандидат пед. наук, доцент.

 Издательство ЮУрГУ, 2000.

ОТ АВТОРА

В настоящее время издается большое количество  книг по психологии – как в области различных теорий, так и практических методов. Что же касается пособий по методам обработки и анализа результатов исследований, которые необходимы не только психологуисследователю, но и практику, то их насчитывается буквально единицы. Но и они скорее всего недоступны многим студентам-психологам, и практикам из-за явно малого объема тиража. Наиболее позднее и профессионально глубокое пособие в этой области, написанное Е. В. Сидоренко, посвящено исключительно непараметрическим методам математической статистики. Психологам же необходимы хотя бы общие представления и о параметрических  методах, применяемых в практике.

Составляя настоящее руководство, автор не преследовал цель дать полное описание математических методов, применяемых в психологии. Он видел свою задачу в том, чтобы создать начальный курс математической статистики, который мог бы служить в качестве учебного пособия для студентов психологических и смежных специальностей, а также в качестве элементарного практического руководства для практических психологов, преподавателей, не имеющих специальной математической подготовки.

Основу издания составляют главным образом материалы самого автора, а также данные, заимствованные из различных источников. В пособии описаны математико-статистические методы, которые широко применяются в психологических исследованиях и связаны с оценкой результатов массовых наблюдений. Теоретическое изложение сопровождается разбором примеров из психологической практики, приводятся алгоритмы проведения расчетов статистических критериев. 

Я глубоко благодарна и отдаю дань памяти Юрию Сергеевичу Багимову, первому заведующему кафедрой прикладной психологии Южно-Уральского государственного университета, моему учителю, который помог мне влюбиться в науку психологию и почувствовать вкус методов  математической статистики при работе над кандидатской диссертацией и в дальнейшей практической деятельности.

Я благодарна коллегам, которые убедили меня в необходимости данного пособия и оказали профессиональную помощь в его подготовке. 

.

1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Статистика – это область науки, имеющая дело со сбором,  анализом и интерпретацией данных. Массовые социально-экономические явления и процессы измерения однородных объектов, обладающие качественной общностью, обнаруживают определенные закономерности. Математическая статистика создает методы выявления этих закономерностей.

Психолог-практик использует методы математической статистики при описании каких-либо явлений, событий с тем, чтобы выявить, определить и описать как качественные, так и количественные особенности этих явлений, событий.

1.1. Основные термины математической статистики

Измерение  –это присваивание числового значения какому-либо явлению, объекту или событию определенного числа в соответствии с определенными правилами. Например, измерение роста человека. Вопервых, возникает вопрос: что такое рост человека? Рост измеряют в сантиметрах, метрах. Но о чем может нам сказать следующее измерение: рост человека равен 180 см. Можно ли сказать, что это высокий человек? Появляется необходимость сравнения роста этого человека с ростом других людей или ростом группы людей, объединенных по какому-либо признаку (например, по национальности, по возрасту и т.д.). С. Стивенсон предложил 4 типа классификации измерений:

•  номинативная (номинальная или шкала наименований) – это способ классификации простейший, по ячейкам. Простейшим примером такой классификации является способ, состоящий из двух ячеек (рост человека – высокий/ низкий, ответ испытуемого – да/ нет);

•  порядковая (ординальная) шкала,  классифицирующая по принципу “больше – меньше”, в этом случае ячейки называют классами и для удобства пользования строят таблицы (списки) по убыванию или по возрастанию величины. Классы (по числовой величине) различают –

«высокий», «средний» и «низкий»;

•  интервальная  (шкала равных интервалов) – шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений стоит друг от друга на равном расстоянии (примером может быть любая измерительная шкала в приборах);

•  шкала равных отношений – шкала, классифицирующая пропорционально зависимые значения друг от друга или пропорциональные отношения друг к другу. Например, 2 так относится к 4, как 4 к 8; или при увеличении скорости

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Статистика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
387 Kb
Скачали:
0