Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на создание, производство объективных знаний о самом человеке и окружающем его мире (природа, Вселенная в целом) Наука - сложное, многостороннее и динамическое явление. Наука создавалась и развивалась не одним поколением людей, отличающихся яркой индивидуальностью и обстоятельствами их жизни (краткое изложение истории развития естествознания дано в главе 3 данного раздела). Исследователи, изучающие науку, рассматривают ее с различных сторон: как форму общественного сознания, особую деятельность человека, подсистему культуры, цивилизации, систему знаний, фактор общественного прогресса и т. д. Изучение науки с различных сторон позволяет понять специфику этого явления общественной жизни человека. Если науку рассматривать как определенный вид деятельности, то следует указать следующие важные элементы этой деятельности: цель, задача, методы и результаты деятельности. Сегодня наука выполняет следующие функции в развитии общества:
познавательная функция (расширение знания об окружающем мире, обществе и человеке);
практическая функция (развитие новых технологий в производительных силах общества);
образовательная функция (создание новых технологий обучения);
мировоззренческая функция (систематизация знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке).
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессий. Ни одна форма организации человеческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т.д.).
Фундаментальные и прикладные исследования являются двумя формами осуществления науки как профессии, характеризующейся единой системой подготовки специалистов и единым массивом базового знания.
Наукоёмкие технологии — основной сегмент какой-либо (любой) отрасли, реализующий инновации с помощью НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Таким образом, наукоёмкие технологии подразумевают под собой инвестиции в науку. Наукоёмкое производство стало проявляться в конце XX — начале XXI вв., обозначив собой быстро развивающиеся отрасли. К ним можно отнести:
1) Телекоммуникации
2) Исследования космоса
3) Автоматизированные системы диспетчерского управления (АСДУ)
4) Нанотехнологии
5) Медицинское оборудование и технологии
Международная классификация технологий по уровню наукоемкости
Виды технологии |
Коэффициенты наукоемкости, % |
Высокие технологии |
Более 17,0 |
Средние технологии высокого уровня |
5,5‒17,0 |
Средние технологии низкого уровня |
2,3 ‒ 5,5 |
Низкие технологии |
0,5 ‒ 2,3 |
Согласно данной классификации, большинство видов экономической деятельности, которые за рубежом относятся к высоким технологиям, в России попадают в группу средних технологий низкого уровня, что свидетельствует о недостатке инвестиций в развитие высоких технологий в нашей стране. При этом необходимо понимать, что именно развитие высокотехнологичных отраслей является ключевым фактором повышения конкурентоспособности отечественной экономики, поскольку высокие технологии играют авангардную роль в инновационном развитии, определяют спрос на достижения науки и создают основу для разработки и внедрения новшеств во всех отраслях экономики, а масштабы использования высоких технологий определяют научно-технический и экономический потенциал страны.
2 Тестовые задания
1. Что такое средства технологического оснащения?
а) технологическое оборудование б) технологическая оснастка в) приспособления для установки или направления предмета труда или инструмента при выполнении технологической операции
г) совокупность орудий производства, которые необходимы для осуществления технологического процесса
2. Особенности управления процессами создания инноваций в обновляющихся компаниях – это…
а) отказ от известной временной последовательности "исследования - разработка - производство - маркетинг"
б) финансирование исследовательской деятельности отдельно от текущей в) инновации создаются самостоятельной группой, работающей параллельно с существующей структурой
г) все приведенные ответы верны
3. Назовите наиболее применяемые в промышленности сегодня и в ближайшей перспективе виды энергии:
а) тепловая
б) механическая в) атомная
г) электрическая
4. Один пикофарад меньше одного миллифарада в …
а) в миллион раз б) в сто миллионов раз в) в сто тысяч раз
г) в миллиард раз
5. Что выступает в качестве критерия инновации в инновационных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.