Возможности монополиста, как и любой фирмы, ограничены величиной издержек и спросом на его продукт. Количество продукции, которое может быть продано на рынке увеличивается по мере снижения цены. Монополист избирает такую стратегию в определении объемов производства и цены, которая обеспечивает максимальную прибыль. Ввиду специфики своего положения фирма-монополист может увеличить объем выпускаемой продукции, при этом снизив цену. Поведение фирмы во многом зависит от потребительского спроса.
Общее условие максимизации прибыли – равенство предельных издержек и дохода.
Монопольная цена не произвольна, она определяется характером издержек и условиями спроса. Цена в условиях монопольной власти всегда выше, чем в условиях конкуренции.
Монополист, стремящийся к максимизации прибыли, всегда будет регулировать цену так, чтобы обеспечить эластичность спроса на свой продукт. Спрос является эластичным, когда снижение цены ведет к приросту общего дохода. Когда спрос не эластичен, предельный доход отрицателен. Монополист может увеличить свой доход, реализуя на рынке меньшее количество товаров. При этом уменьшаются объемы производимой продукции, следовательно, издержки уменьшаются.
Положением равновесия в модели чистой монополии называется установленное сочетание цены и объема производства, обеспечивающее максимальную прибыль.
Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда предельные издержки равны предельному доходу. В такой ситуации фирма безубыточна.
22. Сравнительный анализ рынков чистой конкуренции
и рынков чистой монополии.
В условиях чистой конкуренции фирма, соглашаясь с действующей ценой на рынке, может продать желаемое количество продукции. При этом, начиная с первой каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу постоянную величину, равную цене этой единицы. Предельный доход будет постоянным и будет равен цене продукции (рис. 1)
На рис.1 видно, что каждый продавец может реализовывать продукцию по цене 10 дол. и получать каждый раз равновеликий доход (10 дол. за каждую дополнительно проданную ед.). Это происходит в пределах соответствия спроса и предложения, т.е. в пределах равновесной цены. В данном конкретном примере подобное положение характерно для трех последовательно продаваемых единиц по цене 10 дол. В случае если надо продать не 3, а 4 ед. изделий, кривая спроса DD сдвинется в положение D1D1 и продавцы будут продавать по той же цене дополнительную продукцию, получая предельный доход, равный цене продукции, а валовой доход будет зависеть от объема производства, который сопряжен с ценой.
На рис. 2, Положение монополиста обязывает фирму увеличивать свои продажи, но это можно сделать только по более низкой цене, чем в условиях чистой конкуренции. Если при чистой конкуренции продавец имеет доход в 30 дол. (3*10=30), то чистый монополист за каждую ед. получает 9,5 дол. (на 0,5 дол. ниже, чем чистый конкурент), но имеет возможность продать не 3, а 4 ед.. В результате его валовой доход составит 38 дол. (9,5*4=38). Монополист терпит убыток 1,5 дол. (3*0,5=1,5), но выигрывает от этого 8 дол. Для определения предельного дохода от продажи четвертой ед. продукции, необходимо из назначенной монополистом цены 9,5 дол. вычесть его потери по сравнению с чистым монополистом на продаже 3 ед, т.е. 1,5 дол. В итоге получаем ту же разницу 8 дол., но не как разницу валовых доходов, а как предельный доход от продажи четвертой ед. продукции.
Фирма-монополист будет наращивать объемы пр-ва, пока ее реализация будет увеличивать валовой доход, но не пойдет по пути увеличения издержек. С ростом издержек, из-за увеличения объемов производства, монополист
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.