Торговля остается фактически самой динамично развивающейся отраслью.
В январе 2007г. российское правительство разработало программу социально-экономического развития на 2007-2009гг. Ставка в ней сделана на развитие отраслей ориентированных на внутренний рынок и выпускающих продукцию конечного потребления, а также на серьезные изменения в структуре конечного спроса. Правительство заявило, что рассчитывает в нынешнем году удержать рост цен на уровне 8,5%, хотя за январь этот показатель превысил 1,5 %.
Оценивающие перспективы потребительского рынка эксперты сулят ему стабильное развитие до 2008г. Наш рынок остается весьма привлекательным для крупнейших в мире сетевых ритейлеров. Вслед за IKEA, Ramenka и другими «китами» розничной торговли к нам пришли Marks &Spender и Real. Все это дает мощный импульс развитию рынка торговой недвижимости. Амбициозные региональные проекты осуществляют многие российские ритейлеры. Они планируют размещать свои магазины в крупных и средних городах, и не только в областных центрах. Все это приводит к перераспределению покупательских потоков: современные торговые центры и гипермаркеты отберут покупателей у менее крупных не вооруженных современными торговыми технологиями и концепциями. Им придется менять стратегию или уходить с рынка.
По мнению экспертов в ближайшие три года ценовая ситуация на рынке потребительских товаров принципиально не изменится. Индексы потребительских цен в 2007г. могут составлять порядка 111%, в 2007г.-110%, в 2008-не более 9%, цен производителей - соответственно 127, 130 и 132%. Инфляция (индекс потребительских цен) систематически росла, и правительство постоянно корректировало свои оценки на 2006г. Пока годовая инфляция оценивается правительством в 11%. Скорее всего эта цифра будет больше. Динамика средних розничных цен по важнейшим потребительским комплексам в 2007-2009гг. может сложиться следующим образом (см. табл.)
Таблица- 10 Динамика средних розничных цен по важнейшим потребительским комплексам в 2007-2009гг., в % к декабрю 2006г.
Декабрь 2007г. (прогноз) |
Сентябрь 2008г. (прогноз) |
Декабрь 2009г. (прогноз) |
|
Всего |
111 |
109 |
108 |
В том числе: |
|||
Продукты питания |
112 |
110 |
108 |
Алкогольные напитки |
110,5 |
109 |
107 |
Ткани, одежда, обувь |
111 |
110 |
109 |
Культурно-бытовые и хозяйственные товары |
109 |
108 |
107 |
Развитие оборота отдельных видов продукции крайне неравномерно. Так, по-прежнему весьма невысокими темпами развивается продажа мяса, цельномолочной продукции, рыбы. Заметно ускорилась реализация мясных полуфабрикатов и консервов, плодоовощных консервов, крупы и др. (см. табл.)
Таблица- 11 Динамика продажи основных продуктов питания в 2005-2006гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года
2005г. |
Январь-Сентябрь 2006г. |
2006г. (оценка) |
|
Мясо и птица |
106 |
105,7 |
106 |
Колбасные изделия |
108,3 |
107 |
108 |
Рыбная продукция |
107,4 |
104,3 |
104 |
Масло животное |
107,6 |
107,3 |
108 |
Масло растительное |
110,6 |
110,2 |
109 |
Цельномолочная продукция |
103,8 |
103,6 |
103 |
Яйца |
100,8 |
105,8 |
106 |
Сахар |
109,6 |
112,2 |
111 |
Кондитерские изделия |
110 |
108,4 |
110 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
96,7 |
103,1 |
103 |
Картофель |
120,4 |
109,2 |
108 |
Овощи |
118,3 |
103,7 |
103 |
Фрукты |
111 |
111,4 |
111 |
Сохраняется напряженность с ресурсами мяса. Крайне медленно развивается отечественное производство мяса и мясопродуктов. Этих объемов недостаточно для удовлетворения спроса населения, ни для растущих нужд перерабатывающей промышленности. Более благоприятная ситуация с мясом птицы. Однако и здесь возможно замедление объемов производства вследствие эпидемии птичьего гриппа. Официальных данных о размерах сокращения поголовья птицы в России пока нет. Тем не менее, объем предложения мяса птицы сокращается и это приводит к росту цен. Доля мяса птицы в структуре всего производства скота и птицы в 2007г. составит не менее 40%.
По оценке экспертов в 2007г. оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырастет на 11%, в 2008г.- на 10,5%, в 2009г.- на 11%, в фактических ценах соответственно на 23, 22 и 20% (см. табл.)
Таблица- 12 Прогноз оборота розничной торговли в 2007-2009гг., в млрд. руб.
2007г. (прогноз) |
2008г. (прогноз) |
2009г. (прогноз) |
|
Общий оборот розничной торговли |
8600 |
10400 |
12500 |
Оборот продовольственных товаров |
3950 |
4800 |
5800 |
В том числе: |
|||
Продукты питания |
3100 |
3800 |
4600 |
Алкогольные напитки |
850 |
1000 |
1200 |
Оборот непродовольственных товаров |
4650 |
5600 |
6700 |
В том числе: |
|||
Ткани, одежда, обувь |
2360 |
2860 |
3400 |
Культурно-бытовые и хозяйственные товары |
2290 |
2740 |
3300 |
Развитие потребительского рынка в 2007-2009гг. будет определяться сохранением благоприятной внешнеэкономической коньюктуры, не слишком резким - в среднем на 20%- снижением мировых цен на нефть, реализацией антиинфляционных мер, снижением налоговой нагрузки на бизнес, увеличением уровня инвестиционных расходов федерального бюджета.
Рыночная ситуация по важнейшим группам товаров в ближайшие три года
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.