Спрос на потребительские товары, его виды и необходимость их изучения в торговле. Сущность и значение потребительского спроса

Страницы работы

44 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Торговля остается фактически самой динамично развивающейся отраслью.

В январе 2007г. российское правительство разработало программу социально-экономического развития на 2007-2009гг. Ставка в ней сделана на развитие отраслей ориентированных на внутренний рынок и выпускающих продукцию конечного потребления, а также на серьезные изменения в структуре конечного спроса. Правительство заявило, что рассчитывает в нынешнем году удержать рост цен на уровне 8,5%, хотя за январь этот показатель превысил 1,5 %.

Оценивающие перспективы потребительского рынка эксперты сулят ему стабильное развитие до 2008г. Наш рынок остается весьма привлекательным для крупнейших в мире сетевых  ритейлеров. Вслед за IKEA, Ramenka и другими «китами» розничной торговли к нам пришли Marks &Spender и Real.  Все это дает мощный импульс развитию рынка торговой недвижимости. Амбициозные региональные проекты осуществляют многие российские ритейлеры. Они планируют размещать свои магазины в крупных и средних городах, и не только в областных центрах. Все это приводит к перераспределению покупательских потоков: современные торговые центры и гипермаркеты отберут покупателей у менее крупных не вооруженных современными торговыми технологиями и концепциями. Им придется менять стратегию или уходить с рынка.

По мнению экспертов в ближайшие три года ценовая ситуация на рынке потребительских товаров принципиально не изменится. Индексы потребительских цен в 2007г. могут составлять порядка 111%, в 2007г.-110%, в 2008-не более 9%, цен производителей - соответственно 127, 130 и 132%. Инфляция (индекс потребительских цен) систематически росла, и правительство постоянно корректировало свои оценки на 2006г. Пока годовая инфляция оценивается правительством в 11%. Скорее всего эта цифра будет больше. Динамика средних розничных цен по важнейшим потребительским комплексам в 2007-2009гг. может сложиться следующим образом (см. табл.)

Таблица- 10 Динамика средних розничных цен по важнейшим потребительским комплексам в 2007-2009гг., в  % к декабрю 2006г.

Декабрь 2007г. (прогноз)

Сентябрь 2008г. (прогноз)

Декабрь 2009г. (прогноз)

Всего

111

109

108

В том числе:

Продукты питания

112

110

108

Алкогольные напитки

110,5

109

107

Ткани, одежда, обувь

111

110

109

Культурно-бытовые и хозяйственные товары

109

108

107

Развитие оборота отдельных видов продукции крайне неравномерно. Так, по-прежнему весьма невысокими темпами развивается продажа мяса, цельномолочной продукции, рыбы. Заметно ускорилась реализация мясных полуфабрикатов и консервов, плодоовощных консервов, крупы и др.  (см. табл.)

Таблица- 11 Динамика продажи основных продуктов питания в 2005-2006гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

2005г.

Январь-Сентябрь 2006г.

2006г. (оценка)

Мясо и птица

106

105,7

106

Колбасные изделия

108,3

107

108

Рыбная продукция

107,4

104,3

104

Масло животное

107,6

107,3

108

Масло растительное

110,6

110,2

109

Цельномолочная продукция

103,8

103,6

103

Яйца

100,8

105,8

106

Сахар

109,6

112,2

111

Кондитерские изделия

110

108,4

110

Хлеб и хлебобулочные изделия

96,7

103,1

103

Картофель

120,4

109,2

108

Овощи

118,3

103,7

103

Фрукты

111

111,4

111

Сохраняется напряженность с ресурсами мяса. Крайне медленно развивается отечественное производство мяса и мясопродуктов. Этих объемов недостаточно для удовлетворения спроса населения, ни для растущих нужд перерабатывающей промышленности. Более благоприятная ситуация с мясом птицы. Однако и здесь возможно замедление объемов производства вследствие эпидемии птичьего гриппа. Официальных данных о размерах сокращения поголовья птицы в России пока нет. Тем не менее, объем предложения мяса птицы сокращается и это приводит к росту цен. Доля мяса птицы в структуре всего производства скота и птицы в 2007г. составит не менее 40%.

По оценке экспертов в 2007г. оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырастет на 11%, в 2008г.- на 10,5%, в 2009г.- на 11%, в фактических ценах соответственно на 23, 22 и 20% (см. табл.)

Таблица- 12  Прогноз оборота розничной торговли в 2007-2009гг., в млрд. руб.

2007г. (прогноз)

2008г. (прогноз)

2009г. (прогноз)

Общий оборот розничной торговли

8600

10400

12500

Оборот продовольственных товаров

3950

4800

5800

В том числе:

Продукты питания

3100

3800

4600

Алкогольные напитки

850

1000

1200

Оборот непродовольственных товаров

4650

5600

6700

В том числе:

Ткани, одежда, обувь

2360

2860

3400

Культурно-бытовые и хозяйственные товары

2290

2740

3300

Развитие потребительского рынка в 2007-2009гг. будет определяться сохранением благоприятной внешнеэкономической коньюктуры, не слишком резким - в среднем на 20%- снижением мировых цен на нефть, реализацией антиинфляционных мер, снижением налоговой нагрузки на бизнес, увеличением уровня инвестиционных расходов федерального бюджета.

Рыночная ситуация по важнейшим группам товаров в ближайшие три года

Похожие материалы

Информация о работе