 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					Торговля остается фактически самой динамично развивающейся отраслью.
В январе 2007г. российское правительство разработало программу социально-экономического развития на 2007-2009гг. Ставка в ней сделана на развитие отраслей ориентированных на внутренний рынок и выпускающих продукцию конечного потребления, а также на серьезные изменения в структуре конечного спроса. Правительство заявило, что рассчитывает в нынешнем году удержать рост цен на уровне 8,5%, хотя за январь этот показатель превысил 1,5 %.
Оценивающие перспективы потребительского рынка эксперты сулят ему стабильное развитие до 2008г. Наш рынок остается весьма привлекательным для крупнейших в мире сетевых ритейлеров. Вслед за IKEA, Ramenka и другими «китами» розничной торговли к нам пришли Marks &Spender и Real. Все это дает мощный импульс развитию рынка торговой недвижимости. Амбициозные региональные проекты осуществляют многие российские ритейлеры. Они планируют размещать свои магазины в крупных и средних городах, и не только в областных центрах. Все это приводит к перераспределению покупательских потоков: современные торговые центры и гипермаркеты отберут покупателей у менее крупных не вооруженных современными торговыми технологиями и концепциями. Им придется менять стратегию или уходить с рынка.
По мнению экспертов в ближайшие три года ценовая ситуация на рынке потребительских товаров принципиально не изменится. Индексы потребительских цен в 2007г. могут составлять порядка 111%, в 2007г.-110%, в 2008-не более 9%, цен производителей - соответственно 127, 130 и 132%. Инфляция (индекс потребительских цен) систематически росла, и правительство постоянно корректировало свои оценки на 2006г. Пока годовая инфляция оценивается правительством в 11%. Скорее всего эта цифра будет больше. Динамика средних розничных цен по важнейшим потребительским комплексам в 2007-2009гг. может сложиться следующим образом (см. табл.)
Таблица- 10 Динамика средних розничных цен по важнейшим потребительским комплексам в 2007-2009гг., в % к декабрю 2006г.
| Декабрь 2007г. (прогноз) | Сентябрь 2008г. (прогноз) | Декабрь 2009г. (прогноз) | |
| Всего | 111 | 109 | 108 | 
| В том числе: | |||
| Продукты питания | 112 | 110 | 108 | 
| Алкогольные напитки | 110,5 | 109 | 107 | 
| Ткани, одежда, обувь | 111 | 110 | 109 | 
| Культурно-бытовые и хозяйственные товары | 109 | 108 | 107 | 
Развитие оборота отдельных видов продукции крайне неравномерно. Так, по-прежнему весьма невысокими темпами развивается продажа мяса, цельномолочной продукции, рыбы. Заметно ускорилась реализация мясных полуфабрикатов и консервов, плодоовощных консервов, крупы и др. (см. табл.)
Таблица- 11 Динамика продажи основных продуктов питания в 2005-2006гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года
| 2005г. | Январь-Сентябрь 2006г. | 2006г. (оценка) | |
| Мясо и птица | 106 | 105,7 | 106 | 
| Колбасные изделия | 108,3 | 107 | 108 | 
| Рыбная продукция | 107,4 | 104,3 | 104 | 
| Масло животное | 107,6 | 107,3 | 108 | 
| Масло растительное | 110,6 | 110,2 | 109 | 
| Цельномолочная продукция | 103,8 | 103,6 | 103 | 
| Яйца | 100,8 | 105,8 | 106 | 
| Сахар | 109,6 | 112,2 | 111 | 
| Кондитерские изделия | 110 | 108,4 | 110 | 
| Хлеб и хлебобулочные изделия | 96,7 | 103,1 | 103 | 
| Картофель | 120,4 | 109,2 | 108 | 
| Овощи | 118,3 | 103,7 | 103 | 
| Фрукты | 111 | 111,4 | 111 | 
Сохраняется напряженность с ресурсами мяса. Крайне медленно развивается отечественное производство мяса и мясопродуктов. Этих объемов недостаточно для удовлетворения спроса населения, ни для растущих нужд перерабатывающей промышленности. Более благоприятная ситуация с мясом птицы. Однако и здесь возможно замедление объемов производства вследствие эпидемии птичьего гриппа. Официальных данных о размерах сокращения поголовья птицы в России пока нет. Тем не менее, объем предложения мяса птицы сокращается и это приводит к росту цен. Доля мяса птицы в структуре всего производства скота и птицы в 2007г. составит не менее 40%.
По оценке экспертов в 2007г. оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырастет на 11%, в 2008г.- на 10,5%, в 2009г.- на 11%, в фактических ценах соответственно на 23, 22 и 20% (см. табл.)
Таблица- 12 Прогноз оборота розничной торговли в 2007-2009гг., в млрд. руб.
| 2007г. (прогноз) | 2008г. (прогноз) | 2009г. (прогноз) | |
| Общий оборот розничной торговли | 8600 | 10400 | 12500 | 
| Оборот продовольственных товаров | 3950 | 4800 | 5800 | 
| В том числе: | |||
| Продукты питания | 3100 | 3800 | 4600 | 
| Алкогольные напитки | 850 | 1000 | 1200 | 
| Оборот непродовольственных товаров | 4650 | 5600 | 6700 | 
| В том числе: | |||
| Ткани, одежда, обувь | 2360 | 2860 | 3400 | 
| Культурно-бытовые и хозяйственные товары | 2290 | 2740 | 3300 | 
Развитие потребительского рынка в 2007-2009гг. будет определяться сохранением благоприятной внешнеэкономической коньюктуры, не слишком резким - в среднем на 20%- снижением мировых цен на нефть, реализацией антиинфляционных мер, снижением налоговой нагрузки на бизнес, увеличением уровня инвестиционных расходов федерального бюджета.
Рыночная ситуация по важнейшим группам товаров в ближайшие три года
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.