интенсивность движения кадров несколько повысилась, хотя в целом является достаточно небольшой.
Проанализируем структуру штатов предприятия по категориям персонала в таблице 6.
Общее увеличение численности работников магазина произошло за счет роста на 1 человека численности вспомогательного персонала.
Состав персонала по категориям Таблица 6
| Категория персонала | 2006 г. | 2007 г. | Отклонение | |||
| чел. | уд. вес, % | чел. | уд. вес, % | чел. | уд. вес, % | |
| Административно-управленческий | 3 | 27,27 | 3 | 25,00 | 0 | -2,27 | 
| Торгово-оперативный | 6 | 54,55 | 6 | 50,00 | 0 | -4,55 | 
| Вспомогательный | 2 | 18,18 | 3 | 25,00 | 1 | 6,82 | 
| Итого | 11 | 100,00 | 12 | 100 | 1 | 0,00 | 
Наибольший удельный вес в общей численности персонала приходится на торгово-оперативных работников, а удельный вес административно-управленческого и вспомогательного персонала приблизительно одинаков.
Также на состояние трудовых ресурсов и эффективность их использования оказывает влияние и уровень образования работников (табл. 7).
Оценка уровня образования работников Таблица 7
| Уровень образования | Численность | Уд. вес, % | 
| Высшее | 3 | 25,00 | 
| Средне-техническое | 3 | 25,00 | 
| Профессионально-техническое | 5 | 41,67 | 
| Среднее общее | 1 | 8,33 | 
| Итого | 12 | 100,00 | 
В магазине высшее и средне-техническое образование имеют 50% персонала (директор, бухгалтер, товаровед), профессионально-техническое – 41,67%, средне общее образование – 8,33% персонала. В результате этого можно говорить о высоком профессиональной уровне работников предприятия.
Изучение состава персонала предполагает и получение соответствующих структурных характеристик по ряду признаков (возраст, стаж работы, уровень образования и др.) представляющих интерес с учетом трудового законодательства, перспектив изменения кадровой политики и возрастных особенностей кадрового состава. Возрастной состав работников магазина представлен в табл. 8.
Анализ возрастного состава работников Таблица 8
| Возраст | Численность | Удельный вес, % | 
| От 20 до 25 лет | 2 | 16,67 | 
| От 25 до 30 лет | 6 | 50,00 | 
| От 30 до 40 лет | 4 | 33,33 | 
| Итого | 12 | 
В магазине работают люди следующих возрастных групп: от 20 до 25 лет -16,67%, от 25 до 30 лет - 50%, от 30 до 40 лет – 33,33%. Такой молодой возраст работников обусловлен политикой руководства магазина в подборе кадров.
В целом же можно говорить о том, что в магазине используется достаточно традиционная система управления персоналом. Для нее характерно наличие стабильного подхода к подбору и расстановке кадров, использованию методов стимулирования, отсутствие новаторства и использования современных методов управления.
3. Мероприятия по улучшению деятельности по управлению персоналом
Целью управления персоналом на предприятии является прежде всего: повышение конкурентоспособности предприятия и персонала в рыночных условиях, закрепление работника на предприятии; формирование единого коллектива.
Необходимо подобрать персонал, соответствующий стратегии управления предприятием. В первую очередь администрации магазина рекомендуется более эффективно использовать имеющиеся внутренние ресурсы, развитие собственных сотрудников за счет повышения квалификации, в соответствии со стратегией развития, экономически обосновано и целесообразно привлечение работников из внешних источников .
Существует два вида источников привлечения: внутренние и внешние. К внутренним относятся, прежде всего, перемещение работников или перераспределение заданий. К внешним – наем новых работников.
Существуют преимущества и недостатки таких источников набора. Когда человек работая на данном предприятии переходит на другую должность, то коллектив знает все его достоинства и недостатки, но существует угроза накопления сложных личных взаимоотношений работников.
Сотрудник приходящий со стороны – приносит новые идеи и приемы работы это плюс, но долгий период привыкания и рабочая «хватка» нового работника точно неизвестна – это минус.
Для отбора кандидатов, рекомендуются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств: общественно-гражданская зрелость, отношение к труду, уровень знаний ее опыт работы; организаторские способности; умение работать в коллективе, умение работать с документами; своевременно принимать и реализовывать решения, организовать свой труд, способность обеспечить контроль за выполнением решений.
Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившие с работой после назначения на должность.
Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качества занимает эту должность.
Для работы на предприятии магазин «Эрал» кандидаты отбираются по таким критериям: опыт, здоровье, образование, личностные качества, такие как порядочность, вежливость, уравновешенность.
Эффективность деятельности персонала зависит от качества работы управленческого персонала, поэтому в течение 2007 г. необходимо повысить квалификацию бухгалтеру, директору магазина, товароведу. Также всем работникам магазина (особенно торгово-оперативным
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.