Современный этап функционирования торговли характеризуется большими изменениями, связанными с перестройкой экономики страны. Поэтому при изучении курса «Организация коммерческой деятельности в торговле» следует учитывать, что процесс преобразования торговли далек от завершения и основное внимание нужно уделять динамике и перспективе развития отрасли. При этом значительное место отводится изучению опыта зарубежной торговли.
Изучение дисциплины должно обеспечить подготовку студента к самостоятельной практической деятельности в условиях рыночной экономики не только в торговле, но и в других коммерческих структурах, появление которых характерно для настоящего времени.
В таблице указаны темы, входящие в дисциплину, а также примерное число часов, которое отводится на их изучение.
1. Сущность и содержание коммерческой работы в торговле
Понятие коммерческой деятельности, ее сложность. Задачи, которые решаются в процессе коммерческой деятельности. Внешние и внутренние факторы, влияющие на коммерческую деятельность: состояние рыночного хозяйства, демографическая сфера, развитие торговли, научно-технический прогресс, организационно-правовые особенности фирмы, организация на предприятии закупа и сбыта и т. п., результативность деятельности.
Важнейшие показатели коммерческой деятельности: валовой доход, издержки обращения, прибыль от реализации, валовая прибыль, скорость обращения товаров. Влияние этих показателей на конечные экономические результаты деятельности торговой фирмы.
Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Понятие коммерческой информации и ее содержание. Источники получения коммерческой информации: внешние и внутренние. Информация о конъюнктуре рынка и конкуренции. Роль коммерческой информации в разработке коммерческой стратегии торговой фирмы. Недостатки информационного обеспечения торговли в современных условиях. Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации об основах формирования единой информационной системы внутренней торговли.
Коммерческая тайна и ее защита, понятие, формы проявления, содержание. Методы сохранения коммерческой тайны. Порядок определения перечня информации, которая не может быть коммерческой тайной.
2. Риски в коммерческой деятельности
Понятие и виды рисков. Основные виды хозяйственных рисков торговой фирмы, какие из них наиболее существенны. Конкурентоспособность, ее связь с коммерческим риском. Чисто коммерческие риски: неплатежеспособность покупателя, недобросовестность партнера, изменение цен на продукцию, снижение спроса, просчеты в коммерческой деятельности, утечка конфиденциальной информации и т. п. Оценка уровня рисков и управление ими. Выбор приемлемой степени риска. Внешние и внутренние факторы рисков. Профилактика и страхование рисков, виды внутреннего и внешнего страхования рисков.
3. Оптовая торговля потребительскими товарами
Сущность и функции оптовой торговли. Особенности функционирования оптовой торговли в условиях рыночной экономики, когда серьезные изменения произошли в сфере производства и в сфере торговли. Двойственный характер функций оптовой торговли: по отношению к производственным предприятиям – поставщикам оптовой торговли, и по отношению к предприятиям розничной торговли – покупателям оптовой торговли. Мировой опыт и отечественная практика об усилении роли оптовой торговли как организатора межотраслевых, межрегиональных и международных связей по поставкам товаров народного потребления.
Особенности организационного построения оптовой торговли за рубежом. Организационное построение оптовой торговли в США, три основных группы оптовых предприятий: независимые оптовые посредники; сбытовые организации промышленных компаний; агенты, брокеры, комиссионеры и др. Ассоциации оптовой торговли в США. Особенности оптовой торговли в Германии, Франции, Японии. Организация оптовой торговли скоропортящимися товарами на оптовых рынках Франции и других стран. Возможности использования опыта оптовой торговли за рубежом в условиях нашей страны.
Организация оптовой торговли в Российской Федерации. Преобразование мощной, хорошо организованной сети государственных предприятий в результате приватизации в многочисленную сеть в основном мелких и средних приватизированных оптовых предприятий и посредников. Положительные и отрицательные стороны этой перестройки. Преобразование оптовой торговли в соответствии с принятой концепцией развития внутренней торговли Министерства торговли Российской Федерации. Переход оптовой торговли на многоканальность сбыта. Оптовые рынки в торговле Российской Федерации, их функции, значение, перспективы развития.
Концепция развития оптовой торговли в стране и регионах. Цель концепции – разработка адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителей, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом. Задачи, поставленные концепцией: формирование развитой системы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.