Кислород воздуха возмещает потерю кислорода диоксидом марганца при деполяризации. Поэтому деполяризация может происходить значительно дольше и емкость элемента увеличивается.
В последние годы выпускаются сухие герметичные марганцово-цинковые элементы со щелочным электролитом. Они бывают цилиндрические, дисковые и галетные, емкость у них в три – пять раз больше, чем у элементов с электролитом из нашатыря. Кроме того, они допускают несколько циклов подзаряда током с отдачей 10 % емкости.
Большое применение в промышленности нашли малогабаритные оксидно-ртутные герметичные элементы, имеющие более высокие качества, нежели элементы типа марганцово-цинковые. Важной особенностью оксидно-ртутных элементов является стабильность напряжения при разряде. Только в самом конце разряда напряжение резко падает до нуля [1].
Новое направление – никель-металлогидридные аккумуляторы. Никель-металлогидридные аккумуляторы по своей конструкции являются аналогами никель-кадмиевых аккумуляторов, а по электрохимическим процессам - никель- водородных аккумуляторов [2].
Возросшие требования к охране окружающей среды – одна из весомых причин, по которой все больше и больше потребителей начинают использовать тяговые аккумуляторные батареи вместо двигателей внутреннего сгорания. Но далеко не все аккумуляторные батареи пригодны для применения без ограничений в зонах с большим количеством людей, в пищевой или фармацевтической промышленности. Классические свинцово-кислотные аккумуляторные батареи с жидким электролитом не должны использоваться в таких случаях, по причине параметров газовыделения и риска возможного вытекания электролита.
Поэтому представители зарубежного производства выдвинули серию абсолютно необслуживаемых аккумуляторных батарей “драйфит”.Германская фирма “Sonnenchain” предлагает исключительную систему с желеобразным электролитом, которая полностью отвечает требованиям по гигиене и охране окружающей среды. Чрезвычайно малое газовыделение и высокий уровень защиты от вытекания электролита батарей “драйфит”, позволяет проводить заряд и эксплуатацию в непосредственной близости, пример, от открытых прилавков с продуктами. В мире нет более безопасной герметизированной свинцово-кислотной системы батарей, чем "драйфит" [3].
Фирма SMA (Германия) разработало для установки на подвижном составе Германских железных дорог малогабаритное зарядное устройство для питания аккумуляторных батарей. В новой разработке использован принцип предварительного преобразования высокого напряжения низкой частоты в высокочастотное напряжение, при этом общая масса зарядного устройства составляет 120 кг, что вполне приемлемо для всего подвижного состава [4].
Французская фирма “EasterFrance” также разработало устройство подзаряда аккумуляторных батарей на электроподвижном составе. Предложенное устройство позволяет вести заряды используемых никель-кадмиевых аккумуляторных батарей ассиметричным током при постоянном среднем значении напряжения. Контроль за процессом подзаряда передается непосредственно на пульт ма- шиниста. Применение для подзаряда аккумуляторных батарей ассиметричного тока, получаемого на разработанном устройстве, повышает ресурс работы аккумулятора в 2 – 3 раза, а также повышает срок службы и снижает эксплуатационные расходы на обслуживание аккумуляторной батареи в депо [5].
Большое внимание изготовления и ремонта аккумуляторной батареи уделено в странах СНГ. Так Самарским институтом железнодорожного транспорта предложена технология восстановления щелочных аккумуляторных батарей, используемых на транспорте, методом применения активизирующих добавок, в основном сернистых соединений (Na2S, Na2SO4,) в активную массу для отрицательных пластин в количестве 0,1% [6].
По заказу Московской железной дороги специалисты ВНИКТИ, города Коломна, разработали маневровый аккумуляторный локомотив ЛАМ – 01.Он создан на базе экипажной части и кузова тепловоза ЧМЭ3, предназначен для эксплуатации в экологически чистой зоне с возможностью захода в производственные помещения. В настоящее время ЛАМ – 01 проходит опытную эксплуатацию в ремонтно-экипировочном депо Москва – Пассажирская Киевская, Московской дороги [7].
Гибридный аккумуляторный четырехосный локомотив, капотного типа предложен англичанами, в котором для питания силовых электрических цепей используется как генератор переменного тока с приводом от газовой микротурбины, так и аккумуляторной батареи. Известен опыт применения подобной силовой установки, только вместо
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.