Проектирование технологического процесса ремонта якоря тягового электродвигателя. Условия работы тягового электродвигателя

Страницы работы

Фрагмент текста работы

сочетании с низкими температурами влага способствует появлению инея и обледенению коллектора и щеточного аппарата, что приводит к повышенному искрению под щетками. Повышенное искрение возникает и от загрязнения коллектора и щеточного аппарата пылью, попадающей в машину через не плотности люков и с охлаждающим воздухом.

Температура окружающей среды может доходить до - 40ºС зимой и до

+ 50ºС летом. Высокая температура ухудшает охлаждение тягового электродвигателя, способствует их чрезмерному нагреву, а низкая вызывает загустение смазки в подшипниках, отпотевание двигателей при установке ЭПС в депо.

Напряжение в контактном проводе, а следовательно, напряжение, подводимое к тяговым двигателям, могут отличаться от номинального значения на 10-12%. Заметно повышается напряжение на тяговых двигателях, связанных с боксующими колесными парами. При отрыве токоприемника от контактного провода происходит резкое снижение напряжение на тяговых двигателях, а при грозовых разрядах – его резкое повышение.

Всякое отклонение напряжения от номинального значения ухудшает работу тягового электродвигателя и снижает его тяговые свойства. Но особенно опасно повышенное напряжение, которое может вызвать потенциальное искрение на коллекторе и образование кругового огня, пробой изоляции обмоток, изоляции кронштейнов щеткодержателей, выводных кабелей.

При трогании, движении по затяжному подъему или при движении с неполным числом работающих на локомотиве тяговых двигателей токи в них могут значительно превысить их допускаемые значения. Такие даже кратковременные перегрузки могут вызвать повышенное искрение под щетками, нарушить коммутацию, а при определенных условиях привести к образованию кругового огня на коллекторе.

Круговой огонь может возникнуть также и в результате быстрого нарастания тока при переходных процессах протекающих в тяговых двигателях. Наиболее опасны переходные режимы, возникающие в результате образования кругового огня на соседнем параллельно включенном двигателе или при пробое плеча выпрямительной установки. Не менее опасными являются и режимы ударного включения полного напряжения на предварительно обесточенный тяговый двигатель, например при повторной подаче напряжения на двигатель в тот момент, когда главная рукоятка контроллера машиниста не возвращена на нулевую позицию.

При боксовании колесной пары частота вращения якоря резко возрастает. При этом возникают большие центробежные силы, которые могут вызвать повреждения валов якорей тяговых двигателей, соединительных эластичных муфт, вентиляторов, ослабление или повреждение якорных бандажей. Кроме того, при повышенной частоте вращения якоря заметно усиливается искрение под щетками, ухудшается коммутация машины и создаются условия для возможного огня на коллекторе. В момент восстановления сцепления боксующей колесной пары частота ее вращения (а следовательно, и связанного с ней якоря двигателя) мгновенно уменьшается. При этом запас кинетической энергии вращающегося якоря превращается в удар, передающийся на зубчатую передачу, вал якоря, подшипники и другие элементы двигателя, вызывая их повышенный износ, а иногда и поломку.

4.2 Основные неисправности якоря ТЭД

Якорь тягового электродвигателя НБ-418К6 состоит из сердечника, коллектора и обмотки, уложенной в пазы сердечника.

Сердечник набран на втулку якоря из штампованных листов электротехнической стали Э2212-0,5 толщиной 0,5 мм, которые посажены по прессовой посадке с натягом 0,035–0,135 мм. Наружный диаметр листов равен 660 мм, а внутренний 315 мм. Для устранения распушения зубцов крайние листы выполнены из стали Ст2кп толщиной 1 мм и попарно сварены точечной контактной сваркой. Сердечник якоря после запрессовки имеет длину 385 мм и закреплен с одной стороны задней нажимной шайбой, а с другой – коллектором. В сердечнике имеется 87 пазов открытой формы для размещения обмотки и 44 аксиальных отверстия диаметром 30 мм для прохода вентилирующего воздуха, которые расположены в два ряда.

Вал якоря выполнен из стали 20ХН3А (предел прочности 70 кгс/см2, предел текучести 50 кгс/см2, ударная вязкость 8 кгс·м/см2, конусность концов валов 1:10) и термически обработан. Он имеет плавные переходы от одного диаметра к другому. Концы вала заканчиваются конусами для посадки шестерен, а в торцах имеется внутренняя резьба М603 для установки специальных гаек при снятии шестерни. На конусных поверхностях вала предусмотрены специальные канавки, предназначенные для съема шестерен гидравлическим способом.

Коллектор (диаметр 520 мм, наименьший допустимый диаметр 500 мм, длина рабочей части 121 мм, коллекторное деление 4,7 мм, разгонная частота вращения 2800 об/мин, окружная скорость: номинальная 24,2 м/с, максимальная 55,5 м/с) по способу крепления коллекторных пластин выполнен арочного типа. Он состоит из комплекта коллекторных и изоляционных пластин, деталей для изоляции пластин от корпуса коллектора, крепящих болтов с уплотнительными шайбами, втулки коллектора и нажимного конуса.

Коллектор набран из 348 медных пластин (твердость НВ 95–100), которые

Похожие материалы

Информация о работе