По данным таблицы 2 строим индикаторную диаграмму, которая представлена на листе 3 графической части проекта.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В
КРИВОШИПНО-ШАТУННОМ МЕХАНИЗМЕ ДИЗЕЛЯ
Детали кривошипно-шатунного механизма (КШМ) подвергаются действию сил давления газов внутри цилиндра, сил инерции поступательно и вращательно движущихся частей, сил трения и сил сопротивлений от потребителя энергии.
Определение сил и моментов, действующих в КШМ, необходимо для расчета деталей на прочность, определения основных размеров подшипников, оценки уравновешенности, а также для сравнения нагруженности подшипниковых узлов различных двигателей.
Силы, действующие на детали КШМ, являются функциями угла поворота кривошипа коленвала и режима работы двигателя. Обычно рассчитывают удельные значения этих сил, т.е. отнесенные к 1 м2 площади поршня.
Схема сил, действующих в КШМ, представлена на рисунке 3.
Суммарная удельная сила Pz, приложенная в центре поршневого пальца, определяется как алгебраическая сумма двух сил
På = Pг + Pj, (2.1)
где Рг – удельная сила от давления газов на поршень, МПа;
Pj – удельная сила инерции поступательно движущихся масс, МПа.
Положительными считаются силы, направленные от поршня к коленчатому валу.
В свою очередь,
Рг = (р – ро) (2.2)
где р – давление газов в цилиндре (берется из индикаторной диаграммы в з зависимости от j);
ро – давление со стороны кривошипной камеры; ро = 0,102 МПа.
Рисунок 3 – Силы действующие в КШМ дизеля
Удельные силы инерции поступательно движущихся масс
(2.3)
где Мåп – масса поступательно движущихся частей, кг;
j – ускорение поршня, м/с2.
Масса поступательно движущихся частей складывается из массы поршня в сборе Мп, кг, и части массы шатуна, участвующей в поступательном движении Мш, кг. Для расчетов принимается
Мåп = Мп + 0,3Мш. (2.4)
Ускорение поршня , м/с2, определяется в зависимости от угла поворота и угловой скорости коленчатого вала
j = Rwд2(cosj + lcos2j), (2.5)
где wд – угловая скорость коленчатого вала дизеля, рад/с; wд = 78,5 рад/с.
Сила Рå , в свою очередь, раскладывается на силу К, действующую вдоль оси шатуна, и силу N, направленную нормально к оси цилиндра. В свою очередь, сила К, перенесенная в центр шатунной шейки вала, раскладывается на тангенциальную силу Т, действующую перпендикулярно кривошипу, и нормальную силу Z, направленную по кривошипу.
Указанные удельные силы определяются из следующих выражений, МПа
N = På tgb; (2.6)
(2.7)
(2.8)
(2.9)
Для тактов впуска и выпуска двигателя приближенно принимается
р = 0,5(рs+рт); (2.10)
p = 0,5(0,20 + 0,159) = 0,176 МПа.
Результаты расчета удельных сил удобно свести в таблицу 3.
Таблица 3 -Расчет удельных сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме
дизеля
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.