5 февраля главный исполнительный директор BMW AG Бернд Пишетсрайдер и его первый зам., глава отдела исследований Вольфганг Ритцель были сняты с занимаемых должностей. Чуть раньше подобная участь постигла председателя Rover Group Вальтера Хасселькуса. Кадровая "разборка" стала первым серьезным шагом "Баварских Моторов" по восстановлению безубыточности своего дочернего подразделения и сохранению собственной независимости.
Вначале было слово.
В первых числах февраля с.г. стоимость акций BMW AG вдруг поползла вверх. Резкой смене курса предшествовали сообщения ведущих информационных агентств о возможном смещении главы компании с поста главного исполнительного директора.
Бернд Пишетсрайдер.
Причиной называлось резкое падение прибыли со стороны британского отделения концерна, компании Rover. Накануне "судьбоносного" заседания наблюдательного совета ответственные работники BMW отказались от комментариев, однако цена акций концерна на Франкфуртской фондовой бирже 4 февраля была на 6,5% выше, чем в предыдущие дни.
Аналитики "раскинули мозгами" и нашли объяснение связи роста курса акций с отставкой Пишетсрайдера. Его уход, по их мнению, мог стать первым шагом концерна по пути объединения с другими производителями автотранспорта. Пишетсрайдер, как известно, являлся противником создания автомобильных альянсов и никогда не скрывал своей приверженности к независимости и индивидуальной деятельности на рынке.
Независимость - вещь, конечно, стоящая. Однако ситуация с Rover Group, "пускающей пузыри" и смазывающей основные годовые показатели родительской компании, требовала принятия кардинальных мер. В бизнесе (как в политике и спорте) самая действенная мера - смена кадров.
Гроза, разразившаяся в конце прошлого года над головой Пишетсрайдера, прошла как бы стороной, однако "жертв" избежать не удалось: председатель Rover Group Вальтер Хасселькус был вынужден освободить кресло, передав свои дела Вернеру Саманну, долгие годы до этого назначения занимавшему высокие руководящие посты в BMW AG.
Планы и проекты.
Баварский концерн, выкупив Rover в 1994 году у British Airspace, вложил в его развитие более $3,5 млрд. Сумма недополученной прибыли дочернего отделения "Баварских Моторов", составившая по итогам 1998 года $590 млн, выглядит не менее впечатляюще.
Провал Rover по экономическим и финансовым показателям привел к тому, что у противников "независимой" политики Бернда Пишетсрайдера появился сильный козырь - возможность связать неудачи с некомпетентностью главы BMW AG. (Британская фирма всегда считалась "любимым чадом" Пишетсрайдера.) В итоге для спасения Rover и собственной репутации Пишетсрайдер вынужден готовить к рассмотрению план реконструкции производства, предусматривающий инвестиции в размере 1,7 млрд фунтов стерлингов.
Вольфганг Ритцель.
В декабре 1998 года он знакомит наблюдательный совет с секретным проектом UKL (untere Kompaktklasse - дословно: "нижний компакт-класс"). Этот проект предусматривает параллельную разработку двух UKL-платформ: "малой", предполагающей адекватную замену существующих моделей Mini и Rover 200, и "большой", под действие которой попадают Rover 75, Rover 400, а также Freelander. Платформы являются базовыми для 13-ти будущих моделей Rover, включая Freelander нового поколения. Пишетсрайдер и его единомышленники были уверены: сбалансированный модельный ряд, дополнительные инвестиции и правильная маркетинговая политика должны привести Rover к увеличению объема продаж до 500 тыс.
машин в год.
Планы председателя BMW AG по спасению Rover Group столкнулись с серьезным противодействием со стороны отдельных членов руководства концерна. Главный контраргумент противников сохранения единоличного контроля над Rover со стороны "Баварских Моторов" - нехватка средств. Вложив деньги в британскую марку, родительская компания может оказаться в серьезном финансовом затруднении, выбраться из которого без посторонней помощи будет не в состоянии. Проект Пишетсрайдера, по мнению оппозиции, излишне рискован. Продать на перенасыщенном рынке полмиллиона машин и при этом "заткнуть за пояс" таких сильных конкурентов, как Volkswagen Golf и Ford Focus, - задача неразрешимая, если не сказать, абсурдная.
В качестве альтернативы оппоненты главы BMW AG предлагали ограничить деятельность Rover Group производством Mini, Rover 75 и Freelander, а опустевший сегмент компактных машин (С-сегмент) восполнить созданием автомобиля BMW 2-й серии (аналогичного по размерам Audi A3) и продавать его на Британских островах под маркой Rover. Риск представления нового класса может быть сведен к минимуму путем "заимствования" готовой платформы, разработанной третьей стороной. Ею может быть, например, VW AG, однако наиболее вероятный претендент - Ford Motor Co. Golf - хорошая машина, но Ford Focus, с точки зрения адаптации под существующую базу, по мнению инженеров BMW, лучше.
Заметим, забегая вперед, что если бы эта идея нашла свое продолжение, о независимости BMW AG пришлось бы забыть, хотя подобный шаг позволил бы спасти Rover с наименьшими для родительской компании финансовыми потерями.
Соломоново решение.
Последнее слово оставалось за главой наблюдательного совета BMW AG Эберхардом фон Кюнгеймом, чье пребывание на этом посту заканчивается в мае сего года. Если Кюнгейм говорит "да" стратегическому альянсу - Бернд Пишетсрайдер
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.