25. Общие принципы экономики качества. История развития экономики качества.
Успех деятельности любого предприятия в значительной мере определяется его способностью к выпуску конкурентоспособной продукции. Степень конкурентоспособности той или иной продукции зависит от её качества и цены. Понятие “качество” становится экономической категорией, так как в условиях конкурентной борьбы предприятия стремится выпускать продукцию, максимально соответствующую требованиям потребителя с приемлемой для него ценой.
Долгое время в концепции модели затрат на качество предполагалось, что конкретные поддающиеся идентификации затраты в какой-то степени связаны с качеством конечного результата. В противоположность этому в рамках Всеобщего менеджмента качества вся хозяйственная деятельность связана с процессами и, следовательно, модель затрат должна отражать скорее полные затраты в каждом процессе, чем произвольно выбранные затраты на качество. Единственное обоснованное разделение, это разделение между затратами на обеспечение соответствия требованиям и затратами, вызванными несоответствиями. И те и другие можно уменьшить. Процесс может быть отдельным этапом работы или полным процессом ведения бизнеса. В любом случае в процессе используются материалы и ресурсы, а хозяин процесса нуждается в средстве, позволяющем контролировать затраты, связанные с процессом, и принимать меры к их минимизации.
ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 “Руководство по управлению экономикой качества” содержит концепции и методологию управления экономикой качества, позволяющие предприятиям повысить удовлетворённость потребителей и сократить затраты.
В соответствии с ГОСТ Р 52380.1-2005 “затраты на качество-это затраты на обеспечение и гарантию качества, а также понесенные потери вследствие его несоответствия”
Затраты, связанные с качеством имеют широкий диапазон и могут быть обусловлены отказом производственных систем, истечением срока годности запасов предприятия, задержками в производстве, браком, необходимостью переработки, поздней доставкой продукции, жалобами по гарантии, жалобами на администрацию, проведением расследований, отзывом продукции и потерей доверия со стороны потребителей.
Затраты имеют важное значение, поскольку означают потерю прибыли и заказов и могут быть достаточно высокими.
При постоянно возрастающей конкуренции на рынке для выживания коммерческого предприятия крайне необходимо, чтобы эти затраты снижались до экономически приемлемого уровня. Многочисленные исследования и информационные опросы, проведенные компаниями, показали, что затраты, связанные с качеством, обычно лежат в диапазоне от 5 до 25% от торгового оборота компании. Ненужные затраты и те расходы, которых можно избежать, делают товары и услуги более дорогими. Это сказывается на конкурентоспособности продукции и уровне заработной платы работником.
Измерение этих затрат дает возможность выразить проблемы, связанные с качеством, на языке первых руководителей. Это, в свою очередь, позволяет рассматривать качество как параметр деловой активности. Измерение расходов на качество фокусирует внимание заинтересованных структур на высокозатратных областях и открывает потенциальные возможности снижения затрат. Измерение является первым шагом на пути к управлению.
Одну из самых ранних публикаций, содержащих общие принципы затрат на качество, можно найти на первом издании «Сборнику по контролю качества»-доктора Дж. М. Джурана. В главе “Экономика качества” д-р Джуран провёл свою знаменитую аналогию между качеством и “золотой жилой”. Экономические представления о качестве впоследствии были развиты и углублены во многих книгах и статьях разных авторов. Среди первых работ “системам управления затратами, связанными с качеством”, были: статья У.Дж. Массера – “Менеджер по качеству и цена качества” (1957); статья Гарольда Фримана – “Как использовать понятие «затраты на качество»” (1960) и пятая глава классической книги д-ра А.В. Фейгенбаума – “Всеобщее управление качеством”. В этих работах была впервые введена классификация затрат, связанных с качеством, содержащая три категории: предупреждение; оценка и контроль и дефекты.
Основные современные экономические аспекты менеджмента качества, отражение в стандартах ИСО серии 9000,а также QS-9000 и VDA 6.1 рассмотрены в книге “Экономика качества. Основные принципы и их применение” под редакцией Дж. Кампанеллы; кроме того, концептуальный взгляд на систему экономике
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.