5. Анализ и конструирование организации.
5.1. Методы анализа организации.
Э. Шейн бесспорно прав, что «Успешно работающий менеджер должен быть хорошим диагностом и должен ценить дух исследования» (61).
Ранее мы дали рабочие определения структуры и культуры организации и рассмотрели в общих чертах методы, позволяющие «заглянуть внутрь» имиджа организации. Теперь нужно найти модель, которая даст возможность глубже анализировать организационную структуру и культуру и использовать на практике их понятия.
Управленческая деятельность как и любая другая характеризуется методологией и организацией.
Если методология - логическая схема действий (путей, средств и возможностей) достижения целей, организация - это порядок действий, отвечающий их особенностям. В реальной практике менеджера обе эти характеристики играют большую роль. Это связано с пониманием того, что функционирование организации как субъекта хозяйствования - совокупность зависимостей; свойств, показателей, характеристик, типов, состояний, процессов, факторов, причин и пр.
Методология управления организацией реализуется посредством формирования и осуществления концепции управления, которая представляет собой целостный комплекс положений, идей, принципов, подходов, в соответствии с которыми строится и осуществляется управление.
Управление, как всякая совместная деятельность, должна быть организована. Это осуществляется с помощью формальных и неформальных средств. (Рис. 1).
Э.М. Коротков к средствам формальной организации относит регламенты, норматив и распоряжения. К средствам не формальной организации относятся инструкции, лидерство, авторитет, групповая интеграция. Именно эти средства менеджмента создают организацию как культуру, которая имеет широкий диапазон ценностей. В исследованиях, приведенных в книге «В поисках эффективного управления» подчеркивается, что культура определяет и здоровое финансовое состояние компании. «Прибыль - вроде здоровья». Вы нуждаетесь в ней, и чем её больше, тем лучше. Но не благодаря ей вы существуете» (73).
Средства организации
управления
Средства формальной организации |
Средства неформальной организации |
Нормативы |
Инструкции, консультации |
Регламенты |
Лидерство, авторитет |
Распоряжения |
Групповая интеграция (самоорганизация) |
Рис.1 Средства организации управления.
Предлагаем менеджерам для повышения своего профессионализма, уже использованных нами в консультационных проектах, методы диагностики структурных и культурных средств организации.
Диагностика организационной структуры позволяет обсуждать вопросы организации в целом, которые не представляется возможным объяснить с точки зрения отдельных личностей или отделов (звеньев).
Рассматривая структуру как самостоятельную подсистему организации, справедливо предполагать, что при неудачном структурном устройстве снижается эффективность процесса управления и деятельности в целом.
Известные исследования Бернеса показывают, что каждая организация имеет свою структуру, которая соответствует обстоятельствам и условиям, в ней сложившимся. При этом, то, что является оптимальным для одной организации, может не быть таковым для другой,, а также то, что хорошо в этом году, может не устраивать её в следующем, и тем более через 10 лет.
При анализе организации большинство консультантов по управлению рекомендуют пользоваться положениями так называемой «ситуационной теорией организационной структуры». Это направляет исследования на изучение основных особенностей ситуации -особенностей внутренней среды организации и ее окружения, которые будут определять тип структуры, отвечающий целям и стратегии этой организации.
Так, Том Бернес подчеркивает: «Началом административной мудрости является понимание того, что не существует единственного оптимального типа системы управления». Дополняет такой подход Пауль Лоренц и Джей Лорщ. «Эффективная организация имеет механизмы, соответствующие разнообразию её окружения. Чем более многообразно окружение и более разнообразна деятельность организации, тем более тщательно выражены механизмы». (61).
Организационная структура призвана эффективно осуществлять процесс управления, как не парадоксально, может порождать проблемы, препятствующие выполнению работ в организации. При этом возможно, что выбранная структура не подходит данной организации или недостаточно полно она реализована. Выявление структурных проблем требует профессиональных умений и навыков менеджмента. Причем фактические структурные проблемы не всегда явны . Другими словами, не всегда легко увидеть ясно проблемы. Которые лежат в основе совершенно очевидных и тревожных симптомов. Профессор Джон Чайлд в книге «Организация: руководство по проблемам и практике» (1984г.) перечислял ряд симптомов или как он их называл «следствие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.