Бюджетирование: понятие и функции бюджета. Организационные аспекты постановки системы бюджетирования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО  экономического развития и ТОРГОВЛИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономического анализа и статистики

ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

для специальности 060005 Бухгалтерский учет и аудит

КРАСНОЯРСК - 2000


Составитель: ,  ст. преподаватель

Рецензенты: , к.э.н., профессор, зав. кафедрой экономического анализа и статистики

Утверждено на заседании кафедры «30» ноября 2000 г.

Протокол № 6

                                         Зав.кафедрой ____________________ Н.А.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Бюджетирование: понятие и функции бюджета                                                4

2. Организационные аспекты постановки системы бюджетирования                  8

2.1. Принципы организации бюджетирования                                            8

2.2. Этапы внедрения бюджетирования, варианты трансформации

управленческих функций                                                                            12

2.3. Структура общего бюджета, этапы разработки                                  19

3. Методические аспекты разработки бюджетов, постановки учетного процесса и контроля                                                                                    23

3.1. Основополагающие подходы к составлению бюджетов, методы планирования и прогнозирования, используемые в бюджетировании                                                                                          23

3.2. Методика разработки операционных и финансовых бюджетов, их консолидации                                                                                          26

3.3. Бюджетный контроль и анализ отклонений                                        49

1. Бюджетирование: понятие и функции бюджета

Бюджетирование в коммерческих организациях представляет собой особый инструмент управления, сущность которого можно определить как интегрированную систему составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин существенных отклонений. При этом бюджет организации является способом балансирования доходов и расходов, поступлений и выплат денежных средств. В основе концепции бюджетирования лежит стремление обеспечить успешное функционирование организации путем согласования текущих планов со стратегическим; координации и интеграции текущих планов по разным направлениям бизнеса и подразделениям; создания системы информационного обеспечения менеджеров различных уровней управления в оптимальные сроки; создания системы контроля за исполнением финансовых планов.

В настоящее время термин «бюджет» в широком смысле трактуется как «роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок». Применительно к коммерческим организациям институт дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США определяет бюджет как  "количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели". Общий бюджет организации формируется на базе бюджетов отдельных центров ответственности, которые выделяются на основе организационной структуры фирмы. При составлении общего бюджета используется принцип вложенности: каждый бюджет вышестоящего уровня является суммой бюджетов нижестоящих уровней. Причем, в целом бюджетный контур повторяет контур бухгалтерского учета (система бюджетных показателей и показателей, формируемых в бухгалтерском учете в основном идентична). В связи с этим бюджет характеризуется высокой детализацией показателей: обобщающие бюджеты (бюджеты прибылей и убытков, движения денежных средств, баланса) строятся на основе консолидации бюджетов отдельных центров ответственности, первичными элементами которых являются конкретные статьи доходов и расходов, поступлений и выплат (в разрезе видов продукции, используемых материалов и т.д.).

Большинство специалистов выделяют в составе общего бюджета организации две основные части: операционный и финансовый бюджеты.

Операционный бюджет отражает планируемые операции для подразделения (отдела) или отдельной функции организации и содержит оценки доходов и расходов каждого подразделения. Операционный бюджет включает в себя ряд функциональных бюджетов: бюджет продаж, производственную программу, бюджеты материальных и трудовых затрат, бюджет закупки материалов, бюджеты общепроизводственных, административных (общехозяйственных) и коммерческих расходов, а также сформированный на основе этих бюджетов прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Финансовый бюджет, отражая планируемые источники средств и направления их использования, включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет источников финансирования, бюджет движения денежных средств и прогнозный бухгалтерский баланс.

Бюджетирование можно определить как специфический подход к  организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью субъектов хозяйствования, основанный на разработке бюджетов в разрезе центров ответственности, организации контроля их исполнения, анализа отклонений от бюджетных показателей и регулирования на этой основе деятельности с целью достижения намеченных результатов.    

            В западной практике, так или иначе, бюджетированием занимаются практически все коммерческие, а также неприбыльные организации, исключая самые мелкие. 

Выделяются следующие общие для всех субъектов хозяйствования функции бюджета:

1) помощь планированию ежегодных операций;

2) координация деятельности различных подразделений предприятия, а также отдельных направлений деятельности для достижения поставленных целей и обеспечение гармоничности функционирования структурных единиц. Так, важно чтобы были согласованы сбытовая и производственная программы, производственный план и план закупки материалов, планы инвестиций и источников средств и т. д. Кроме того, интересы руководителей подразделений организации могут противоречить друг другу. Основная задача бюджета в связи с этим - более тесная увязка действий руководителей, ориентация их на реализацию решений, которые, по мнению вышестоящего руководства, более всего способствуют достижению стратегических целей. Координирующая функция плана особенно проявляется в крупных компаниях, со сложной структурой управления, позволяя им работать без существенных сбоев. Общие бюджетные программы являются одним из апробированных на практике способов преодоления отрицательных последствий центробежных тенденций при предоставлении определенной степени автономии отдельным подразделениям компании.

3) улучшение коммуникационных процессов, в том числе между менеджерами различных и одинакового уровней управления, между бухгалтерским и управленческим персоналом и пр. Посредством бюджетов осуществляется доведение информации о планах вышестоящего руководства до руководителей подразделений (отделов) с тем, чтобы они имели возможность соответствующим образом ориентировать свою деятельность. Кроме того, улучшается обмен информацией между выше- и нижестоящими руководителями, между руководителями центров ответственности и персоналом бухгалтерии. Многочисленные исследования психологического климата, проводимые

Похожие материалы

Информация о работе