Билет 16
1. Методика анализа затрат организации. 2. Особенности анализа внешнеторговых расходов.
1 вопрос. В современных условиях анализ и управление затратами и себестоимостью приобретает важное значение. Он позволяет определить целесообразность затрат, оценить влияние факторов и на этой основе дать оценку работы организации и установить возможности рационального использования средств. От размера затрат , их структуры и уровня зависят финансовые результаты деятельности, а также финансовое положение организации.
Все расходы организации подразделяются на:
расходы по обычным видам деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы;
расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К ним относят чрезвычайные расходы. Сейчас уже операционные и внереализационные расходы стали входить в прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Глава 25 НК РФ уточняет понятие затрат: расходами признаются обоснованные, т.е. экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности и направленные на получение дохода. Для целей формирования финансовых результатов от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Себестоимостью продукции, работ и услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья и материалов, топлива, труда и других затрат на производство и реализацию продукции.
В процессе анализа себестоимости продукции необходимо исходить из существующей классификации затрат, которые классифицируются по целому ряду признаков:
по экономическим элементам (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты);
по статьям калькуляции(сырье и материалы, возвратные отходы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и т.д.);
по способу включения в себестоимость (прямые, косвенные);
по степени зависимости от объема деятельности( постоянные, переменные);
по времени возникновения (текущие и расходы будущих периодов);
по уровню управления (себестоимость отдельных изделий, отдельных подразделений, отдельных центров ответственности).
Основные задачи анализа :
Анализ выполнения плана и оценка соблюдения смет;
Анализ динамики, состава и структуры себестоимости;
Факторный анализ изменения себестоимости по отдельным статьям и в целом;
Выявление возможностей снижения себестоимости.
Основные показатели себестоимости, используемые для характеристики затрат :
затраты на производство по смете;
себестоимость товарной продукции;
себестоимость реализованной продукции;
себестоимость единицы продукции, отдельных изделий zg / g, т.е сумма затрат/количество продукции в натуральном выражении;
себестоимость сравнимой продукции, т.е. продукции постоянной номенклатуры;
себестоимость по местам возникновения затрат и центрам ответственности;
затраты на 1 рубль товарной продукции zg / pg, т.е. сумма затрат/товарная продукция.
Показатели, характеризующие размер затрат и эффективность их использования.
Абсолютная сумма затрат (это разница между фактическими и плановыми затратами в сумме).
Уровень затрат:
У= сумма затрат/сумма общего выпуска продукции *100.
Экономия(перерасход) затрат рассчитывается в стоимостном выражении путем умножения размера изменения уровня затрат на величину фактически выпущенной продукции:
Э(П) = (У1 – У0) * ВП факт;
Показатели динамики затрат :
- Размер изменения уровня: У1-У0.
Анализ выполнения плана, смет и бюджетов по себестоимости осуществляется с целью изучения динамики и контроля за расходованием средств на хозяйственную деятельность организации, выявления резервов их снижения.
При этом рассчитывают показатели абсолютной и относительной экономии или перерасхода..
Абсолютная экономия (перерасход) = С1 – С0.
Более важным является расчет относительной экономии или перерасхода. Эта величина может быть получена 2-мя способами:
В начале рассчитывается себестоимость отчетного периода по уровням плановых расходов на отдельные виды продукции. Затем рассчитывается сводный показатель:
% выполнения плана по = ZфGф / ZплGф себестоимости
Для анализа себестоимости в динамике используются традиционные методы анализа, абсолютный прирост, темп роста, темп прироста.
Для анализа динамики обычно используют 3 показателя:
с/с товарной продукции;
с/с проданной продукции;
затраты на 1 рубль товарной продукции.
При этом оптимальными должны быть следующие соотношения:
Тр производства > Тр себестоимости;
Тр объема продаж >Тр проданной продукции;
Уровень валовых доходов на 1 рубль товарной продукции должен быть больше уровня затрат.
Анализ структуры затрат проводится : анализ состава себестоимости
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.