Служебная записка о повышении эффективности применения СУР на Выборгском железнодорожном таможенном посту

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Выборгский железнодорожный т\п

Начальнику таможни

полковнику таможенной службы

          С.М. Чижикову

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

17.08.2005г.

[о повышении эффективности

применения СУР на Выборгском железнодорожном т\п]

В настоящее время на Выборгском железнодорожном т\п досмотровая работа ведется в следующих направлениях:

-  досмотр подвижного состава международных пассажирских поездов;

-  досмотр товаров перемещаемых физическими лицами в пассажирских

вагонах;

-  досмотр товаров перемещаемых в специальных вагонах;

-  досмотр товаров перемещаемых в несопровождаемом багаже

(контейнерные отправки).

Данная работа организована в соответствии с действующим таможенным

законодательством и разработанными на посту следующими документами:

-  «Временная технологическая схема таможенного досмотра товаров и

транспортных средств, находящихся на Выборгском таможенном посту Выборгской таможни». Рег.№10206000/011/01/022004, утверждена приказом по ВТ от 12.02.04г. №664;

-  «Порядок действий должностных лиц Выборгского железнодорожного

таможенного поста Выборгской таможни при таможенном оформлении и таможенном контроле пассажирских поездов международного сообщения, физических лиц и товаров, перемещаемых ими через таможенную границу РФ в сопровождаемом и несопровождаемом багаже».Рег.№ 10206000/022/01/042004 утверждена приказом по ВТ от 18.03.04г. №1387;

          Для наглядности, организацию таможенного контроля на посту можно представить в виде следующей таблицы:

№п\п

Основание для проведения таможенного контроля

Объект контроля

Участвующие подразделения

1

По результатам таможенного  наблюдения и устного опроса пассажиров и транспортных служащих

- Пассажирское купе

- Служебные помещения вагона

ОТО и ТК НО (как правило),

ОТД,

Кинологическая служба,

ОБКН

2

По результатам предварительного контроля списков пассажиров

(ИПС «СИГНАЛ»)

-Пассажирское купе

-Пассажирский вагон

ОТО и ТК НО(как правило),  ОТД,

ОБКН,

Кинологическая служба

3

Пересечение физическим лицом таможенной границы РФ чаще одного раза в неделю

- Пассажирское купе

- Пассажирский вагон

ОТО и ТК НО(как правило), ОТД

4

Выборочный профилактический контроль

подвижного состава, основанный на предварительном анализе и планировании в соответствии с графиком работы поездных бригад и оперативной информации

- Пассажирские купе

- Служебные помещения вагона

- Места общего пользования  

   вагона

- Внешний досмотр вагонов

- Специальные вагоны

ОТД (как правило),,

ОТО и ТК НО,

Группа ИТО,

ОТСТК и ТСО

5

Профиль риска №1112050500141 (несопровождаемый багаж)

Контейнеры с личными вещами

ОТД (как правило),,

Кинологическая служба,

ОБКН

Проанализировав настоящую практику таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами на международных пассажирских поездах, в части применения СУР в целях обеспечения выборочности применения форм таможенного контроля и минимизации рисков, можно сказать, что в настоящее время отсутствует необходимая нормативная база учитывающая специфику принятия решений о выборе форм таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Данная специфика заключается в том, что 97% товаров для личного пользования перемещаемых в сопровождаемом багаже физических лиц,  как правило, декларируются в устной форме, что не позволяет строить СУР на документальном контроле сведений о товаре. Практически, индикатором риска является не сведения о товаре, а сведения о физическом лице.

Традиционно,  решение о проведении таможенного досмотра ручной клади пассажира принималось должностным лицом таможни исходя из таможенного наблюдения за поведенческими реакциями лица на стадиях  декларирования товаров,  результатов устного опроса лица, осмотра купе, а также на основании предварительной проверки списка пассажиров по базе данных ориентировок  информационно – аналитической системы «Сигнал».

При разработке СУР для физических лиц следует учитывать, что таможенным законодательством РФ не ставится задача увеличения собираемости таможенных платежей  за счет данной категории товаров (письмо ГТК РФ от 06.05.2004г. № 01-23/16455) и, соответственно, реализация СУР в неторговом обороте должна иметь  определенную специфику и направленность, а именно:

ü улучшение эффективности выборочного таможенного контроля для 

ускорения прохождения таможенных процедур лицами в условиях роста пассажиропотока;

ü противодействие терроризму, обеспечение защиты здоровья граждан и

безопасности общества, незаконному вывозу культурных ценностей, выявление, предотвращение и профилактика нарушений таможенного законодательства Российской Федерации связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах (перемещение коммерческих товаров, под видом товаров для личного пользования),

Повышение эффективности таможенного контроля физических лиц, пересекающих  таможенную границу, напрямую зависит от организации предварительной (для коммерческих пассажирских перевозок) аналитической работы с информацией о лицах намеривающихся пересекать границу РФ (сведения о пассажирах). Данная практика успешно  используется таможенной  службой сопредельного государства и позволяет обеспечить достаточно высокую степень выборочности таможенного контроля. К сожалению, у нас данное направление не находит должного развития, что подтверждается отсутствием программных средств этого направления. Разработка и внедрение таких поисково-аналитических программных средств, опирающихся на консолидированную межведомственную базу данных ориентировок и другой служебной информации о физических лицах позволит системно и целенаправленно применять необходимые формы таможенного контроля, что в полной мере обеспечит стоящие перед нами задачи по реализации концепции СУР в неторговом направлении.

          На Выборгском железнодорожном таможенном посту давно ведется работа по организации предварительного анализа сведений о пассажирах международных поездов.  Однако, на сегодняшний день, полно и качественно реализовать такую технологию не представляется возможным по следующим объективным причинам:

1.  Отсутствует сертифицированный информационно – поисковый

программный продукт  позволяющий организовать предварительную (до принятия решения о проведении таможенного контроля) аналитическую работу с консолидированной базой данных содержащих сведения о лицах группы риска (ориентировки различных правоохранительных служб и информация о лицах совершавших правонарушения в таможенной сфере), а так же, отсутствует порядок использования и актуализации вышеназванные баз данных. Используемая на посту информационно – поисковая система «Сигнал» не входит в перечень сертифицированных для применения в таможенных органах программных продуктов. База данных для предварительного контроля формируется на посту из информации поступающей в ориентировках.

          2. По техническим причина не удается  организовать предварительное  получение от  ОАО РЖД и ЖД Финляндии (VR) 100% списков пассажиров.

В настоящее время посредством информационной ЖД системы «Экспресс – 3», относительно полно (50-70%) передаются списки пассажиров выезжающих из РФ. С руководством ж\д  вокзала станции Выборг решается вопрос об открытии электронного почтового ящика Интернет  для предварительной передачи списков пассажиров следующих из Финляндии.

По информации СЗТУ, в настоящее время по заказу ФТС РФ разрабатывается программный продукт для контроля частоты перемещения физических лиц через таможенную границу. Однако,  будут ли в него заложены функции о которых говорилось выше не известно.

Начальник Выборгского железнодорожного т\п

подполковник таможенной службы                                                       С. А. Колосов

Похожие материалы

Информация о работе