Менеджмент в потребительской кооперации
ТЕМА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА
1. Способы объединения хоз. субъектов и формы кооперационного развития
2. Кооперативные ценности и принципы кооперационного строительства
3. Социальная деятельность ПК
4. Ориентированное построение ПК до перехода и после перехода на рыночные отношения
5. Закон о ПК 1992г., 1997г., 2000г.
Итизлов С.Г. ПК Монография 2010г.
До перехода на рыночные отношения:
1) Государственная собственность – 90%
2) Кооперативная собственность – 8%
3) Личная собственность – 2%
После перехода на рыночные отношения изменилось соотношение:
1 2
1) Государственная собственность – 20 50
2) Частная собственность - 80 50
3) Смешанная
Формы кооперативного развития:
- производственные
- сельскохозяйственные
- жилищно-строительные
- страховые кооперации
- садоводческо-огороднические
- потребительские
Удельный вес ПК в стране менее 1%
Формы экономического участия пайщиков в деятельности кооператива:
- покупка товаров
- сдача с/х продуктов и сырья своему кооперативу
- внесение паевого взноса членов
- кредитование кооператива
Ценности:
- взаимопомощь, выручка
- ответственность
- справедливость
- солидарность
Принципы:
1) добровольное вступление и выход из кооператива
2) экономическое участие членов
3) информирование членов о деятельности кооператива
4) автономия и независимость
5) образование и повышение квалификации членов кооперации
6) забота об обществе
7) сотрудничество
8) привлечение женщин
Направления социальной деятельности:
1) обеспечение занятости населения
2) формирование доходов (з/п, закупки с/х продуктов)
3) улучшение условий жизни населения (товарное кредитование)
4) доставка товаров в отдалённые населенные пункты
5) реализация товаров в отдаленные населенные пункт по ценам райцентра
6) развитие и инфраструктура села
7) развитие нравственности, культурно просветительская работа.
ПО являются учредителями союзов (облпотребсоюзов, райпотребсоюзов) это соответствует закону о Потребительской кооперации 1992г.
Перспективность закона 1992г. заключается в демократическом переустройстве отношений в потребительской кооперации.
Потребительская кооперация это совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основе устава.
Пайщики имеют право объединяться на добровольной основе и свободно выходить из них с возвращением паевого взноса и долей дохода.
Высшим органом управления в ПО является общее собрание.
Союз ПО является юридическим лицом, действует на основании своего устава в соответствии с делегируемыми ему правами. Союз не наделяется по отношению к ПО организационно распорядительными и контрольными функциями.
В этом законе есть такой пункт: имущество ПО принадлежит пайщикам на праве частной, обще долевой, совместной собственности.
В 1994г. выходит ГК. В этом кодексе относительно имущества юр. лиц записано следующее: имущество юр. лиц принадлежит юр. лицам, а пайщики или акционеры располагают паевым взносом и дивидендами начисленными на паевой взнос.
С учетом ГК принимается закон о потребительской кооперации 1997г.: собственность ПО принадлежит лицу.
Организационно распорядительные и контрольные функции потребсоюза могут делегироваться ПО при заключении договора.
ПО – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
1. Порядок и принципы создания ПО (стр.13-17)
2. Типовой устав ПО, его структура, значение
3. Структура органов управления в ПО без кооперативных участков и с кооперативными участками
4. Кооперативные участки в ПО как центры работы с пайщиками
5. Общее собрание пайщиков (уполномоченных): порядок проведения, правомочность, порядок принятия решений и исключительная компетенция
6. Совет ПО: порядок создания, состав, функции и ответственность
7. Исполнительные органы управления в ПО: порядок создания, состав, функции и ответственность
8. Построение функционального аппарата и регламентирование его деятельностей
9. Органы контроля в ПО
Кооперативный участок – часть потребительского общества в котором объёдинено определенное число пайщиков и который создаётся по территориальному признаку, определённым уставом ПО. Участок создается при наличии 50 пайщиков.
На этих участках проводиться основная работа с пайщиками т.е. информирование пайщиков о положении дел в ПО. Заслушиваются отчеты правлений и советов ПО, а также рассматриваются итоги работы комиссии оперативного контроля о работе своих магазинов и т.д.
На собраниях пайщиков даётся оценка работы ПО, вносятся предложения по улучшению обслуживания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.