12 – 13 ноября 1997 года в г. Санкт – Петербурге на 9-м заседании межведомственной российско-финляндской рабочей группы по таможенным делам был рассмотрен вопрос об организации совместного таможенного контроля пассажирских поездов российско - финляндского прямого международного сообщения.
Проведение совместного таможенного и пограничного контроля может осуществляться во время движения пассажирских поездов только при четком определении и юридическом закреплении прав и обязанностей сторон в межведомственном соглашении, которое отрегулировало бы такие вопросы , как:
- пребывание должностных лиц таможенных органов на территории
сопредельных государств и выполнение ими своих служебных
обязанностей;
- правомочность возбуждения дел о нарушении таможенных правил в
случае обнаружения таковых еще на территории сопредельного
государства;
- определение, какая из сторон будет вести дело о нарушении
таможенных правил, если такое нарушение будет обнаружено
совместным нарядом..
В виду этого, можно рассматривать два варианта организации совместного таможенного оформления и таможенного контроля:
- упрощенный вариант, когда совместный с таможенными службами
Финляндии таможенный контроль пассажирских поездов,
осуществляется направлением на территорию сопредельного
государства должностных лиц таможни, которые за время следования
в пассажирском поезде до въезда на свою территорию, не принимая
непосредственного участия в таможенном оформлении, производят
таможенное наблюдение и обработку списков пассажиров с целью
выявления лиц групп риска;
- проведение совместного таможенного оформления и таможенного
контроля в полном объеме.
В 2000 году МПС РФ и ГТК РФ был разработан проект «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об организации совместного контроля в пассажирских поездах, следующих через российско – финляндскую границу на участке Выборг - Коувола – Выборг»[3], однако дальнейшая информация о попытках его реализации отсутствует.
К сожалению и в плане организации с 2008 года таможенного контроля скоростных поездов на участке Санкт – Петербург – Хельсинки, вариант совместного таможенного контроля не рассматривается.
Несомненными преимуществами совместного таможенного контроля
являются:
- значительное сокращение времени прохождения пассажирами
таможенных формальностей (пассажир будет проходить через
таможенный контроль только один раз), что соответствует концепции
организации таможенного контроля в виде сервиса;
- достижение максимальной эффективности взаимодействия
(исключение дублирования досмотровых операций, оперативный
обмен информацией о взаимозначимых результатах таможенного
контроля).
3.2. Разработка модели выборочного таможенного контроля на международных пассажирских поездах, осуществляющих скоростные железнодорожные перевозки между Санкт - Петербургом и Хельсинки.
С 1995 года Россией и Финляндией ведется работа по организации
скоростного движения международных пассажирских поездов российко – финляндского прямого железнодорожного сообщения на участке Санкт – Петербург – Хельсинки.
Целью данного проекта ставится обеспечение скоростного сообщения между центром Хельсинки (вокзал Хельсинки) и центром Санкт – Петербурга (Финляндский вокзал) позволяющее пассажирам совершать поездки быстрее и дешевле чем авиационным транспортом.
Для реализации этого проекта запланировано выполнение следующих мероприятий:
- реконструкция железнодорожного пути;
- выбор подвижного состава: Сокол (Россия), Сименс (Германия),
Пендолино (Италия);
- выбор схемы погранично – таможенного контроля.
В настоящее время рассматриваются две схемы:
- осуществление контроля пассажиров в движущемся поезде;
- осуществление контроля пассажиров на Финляндском вокзале г. Санкт-
Петербурга.
По мнению автора, единственно возможным вариантом организации погранично - таможенного контроля с учетом поставленной цели, является схема осуществления таможенных операций непосредственно в движущемся поезде на участке Санкт – Петербург – государственная граница.
Однако, в настоящее время, пропуск через государственную границу, в т.ч. выполнение функций таможенных органов в движущемся транспортом средстве, следующем по «внутренней» территории Российской Федерации, невозможен т.к. это не предусмотрено действующим законодательством.
Для проведения пограничного и таможенного контроля в движущемся поезде, на участке между Санкт-Петербургом и государственной границей, необходимо будет наделить внутренние объемы скоростных поездов статусом пункта пропуска, для чего следует внести соответствующее дополнение в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу 1994 года.
Основные положения пограничного и таможенного контроля в движущемся поезде следует определить в российско-финляндском соглашении о скоростном железнодорожном сообщении. В этом случае не потребуется вносить изменения и дополнения в соответствующие Федеральные законы (О государственной границе Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации и др.).
Ниже, автор приводит основные положения проекта технологической схемы (далее – Технология), которые, по нашему мнению, необходимо внести в действующее Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу, а также в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о скоростном железнодорожном сообщении (требуется разработать и подписать).
Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, в т.ч. ручной клади пассажиров и членов поездных бригад, перемещаемых на международных пассажирских поездах российско-финляндского сообщения, предлагаем проводить силами должностных лиц Выборгского железнодорожного таможенного поста Выборгской таможни. В этой связи необходимо будет увеличить регион деятельности Выборгской таможни.
Правовой режим пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации действует в поездах, следующих по официально утвержденному расписанию, на участке между Санкт-Петербургом и государственной границей Российской Федерации (далее – Поезда) и распространяется как на внутренние объемы поездов, так и на их внешние поверхности, в т.ч. на любые предметы, находящиеся за пределами поездов, но физически связанные с ними любым способом (за исключение проводов контактной сети и рельсов).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.