Пути совершенствования реализации выборочного таможенного контроля в неторговом обороте, страница 2

12 – 13 ноября 1997 года в г. Санкт – Петербурге  на 9-м заседании межведомственной российско-фин­ляндской рабочей группы по таможенным делам был рассмотрен вопрос об организации совместного таможенного кон­троля пассажирских поездов российско - финляндского прямого международного сообщения.

Проведение совместного таможенного и пограничного контроля может осуществляться во время движения пассажирских поездов только при чет­ком определении и юридическом закреплении прав и обязанностей сторон в межведомственном соглашении, которое отрегулировало бы такие вопросы , как:

- пребывание должностных лиц  таможенных  органов  на  территории

             сопредельных государств и выполнение ими своих служебных

             обязанностей;

-  правомочность возбуждения дел о нарушении таможенных  правил  в 

              случае обнаружения таковых еще на территории сопредельного

              государства;

-  определение, какая из сторон будет вести дело о нарушении

               таможенных правил,  если такое нарушение будет обнаружено

               совместным нарядом..

              В виду этого,  можно рассматривать два варианта организации совместного таможенного оформления и таможенного контроля:

              - упрощенный вариант, когда  совместный с таможенными службами

                Финляндии таможенный контроль пассажирских поездов, 

                осуществляется направ­лением на территорию сопредельного

                 государства должностных лиц та­можни, которые за время следования

                 в пассажирском поезде до въезда на свою территорию, не принимая

                 непосредственного участия в таможенном оформлении, производят

                 таможенное наблюдение и обработку списков пассажиров с целью

                 выявления лиц групп риска;

              - проведение совместного таможенного оформления и таможенного

                 контроля в полном объеме.

              В 2000 году  МПС РФ и  ГТК РФ был разработан проект «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об организации совместного контроля в пассажирских поездах, следующих через российско – финляндскую границу на участке Выборг - Коувола – Выборг»[3], однако дальнейшая информация о попытках его реализации отсутствует.

              К сожалению и в плане организации с 2008 года таможенного контроля скоростных поездов на участке  Санкт – Петербург – Хельсинки,  вариант совместного таможенного контроля не рассматривается.

Несомненными преимуществами совместного таможенного контроля

являются:

-   значительное сокращение  времени прохождения пассажирами  

               таможенных  формальностей  (пассажир будет проходить через  

               таможенный  контроль только один  раз), что соответствует концепции

               организации  таможенного контроля в виде сервиса;

           -    достижение максимальной эффективности взаимодействия

                (исключение дублирования досмотровых операций, оперативный

                обмен информацией о взаимозначимых результатах таможенного

                контроля).

3.2.  Разработка модели выборочного таможенного контроля на международных пассажирских поездах, осуществляющих скоростные железнодорожные перевозки между  Санкт - Петербургом и Хельсинки.

С 1995 года Россией и Финляндией ведется работа по организации

скоростного движения международных пассажирских поездов российко – финляндского прямого железнодорожного сообщения на участке Санкт – Петербург – Хельсинки.

          Целью данного проекта ставится обеспечение скоростного сообщения между центром Хельсинки (вокзал Хельсинки) и центром Санкт – Петербурга (Финляндский вокзал) позволяющее пассажирам совершать поездки быстрее и дешевле чем авиационным транспортом.

Для реализации этого проекта запланировано выполнение следующих мероприятий:

- реконструкция железнодорожного пути;

-  выбор подвижного состава: Сокол (Россия), Сименс (Германия),   

  Пендолино (Италия);

-  выбор схемы  погранично – таможенного контроля.

В настоящее время рассматриваются две схемы:

- осуществление контроля пассажиров в движущемся поезде;

- осуществление контроля пассажиров на Финляндском вокзале  г. Санкт-

   Петербурга.

          По мнению автора, единственно возможным вариантом организации погранично - таможенного контроля с учетом поставленной цели, является схема осуществления таможенных операций непосредственно в движущемся поезде на участке  Санкт – Петербург – государственная граница.

Однако, в настоящее время, пропуск через государственную границу, в т.ч. выполнение функций таможенных органов в движущемся транспортом средстве, следующем по «внутренней» территории Российской Федерации, невозможен т.к. это не предусмотрено действующим законодательством.    

Для проведения пограничного и таможенного контроля в движущемся поезде, на участке между Санкт-Петербургом и государственной границей, необходимо будет наделить внутренние объемы скоростных поездов статусом пункта пропуска, для чего следует внести соответствующее дополнение в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу 1994 года.

Основные положения пограничного и таможенного контроля в движущемся поезде следует определить в российско-финляндском соглашении о скоростном железнодорожном сообщении. В этом случае не потребуется вносить изменения и дополнения в соответствующие Федеральные законы (О государственной границе Российской Федерации, Таможенный  кодекс Российской Федерации и др.).

Ниже,  автор приводит основные положения проекта технологической схемы (далее – Технология), которые, по нашему мнению, необходимо внести в действующее Соглашение между Правительством Российской Федерации  и Правительством Финляндской Республики о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу, а также в Соглашение между Правительством Российской Федерации  и Правительством Финляндской Республики о скоростном железнодорожном сообщении (требуется разработать и подписать).

Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, в т.ч. ручной клади пассажиров и членов поездных бригад, перемещаемых  на международных пассажирских поездах российско-финляндского сообщения, предлагаем проводить силами должностных лиц Выборгского железнодорожного таможенного поста Выборгской таможни. В этой связи необходимо будет увеличить регион деятельности Выборгской таможни.   

Правовой режим пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации действует в поездах, следующих по официально утвержденному расписанию, на участке между Санкт-Петербургом и государственной границей Российской Федерации (далее – Поезда) и распространяется как на внутренние объемы поездов, так и на их внешние поверхности, в т.ч. на любые предметы, находящиеся за пределами поездов, но физически связанные с ними любым способом (за исключение проводов контактной сети и рельсов).