Практически сразу же произошло разделение печати на осн типы: оперативные, преимущ-но событийные газеты, более склонные к анализу и напоминающие книгу журналы, сравнительно редкие по периодичности календари, бюллетени, повременные справочники.
Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей идеологических и политических процессов. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой по способности влиять на массовое сознание.
Развитие массовой прессы, процесс монополизации прессы. Под влиянием социально-экономических последствий индустриальной революции и растущей коммерциализации издательского дела сформировалась так называемая «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. «Массовая» пресса в большей степени апеллировала к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации. «Массовой» прессе была свойственна тенденция к упрощению, примитивизации. Главной действительной исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет. В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют также быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий.
Монополизация прессы, т.е. объединение изд. домов. Концерн – развитая и сложная форма промыш. предприятий, банков, газет и журналов, и производств, обеспечивающих издания сырьем. Газета является только частью, звеном. Существование издания обеспечивается за счет прибыльности других производств. Одно из следствий деят-сти концерна – уменьшение кол-ва периодич. изданий. В итоге на рынке прессы остается несколько концернов. Акционирование: ОАО и ЗАО. ОАО – право выпуска допол. акций и их свободная продажа на рынке ценных бумаг. ЗАО – учредители-акционеры – только работники редакции. ОАО встречается реже, чем ЗАО. ИД – изд. дом – в отличие от концернов объединяет только редакционно-издательские подразделения.
Глобализация. 1. Стирание общегосударственных и межнациональных границ; 2. доступность информации всем; 3. отсутствие проблемы оперативности; 4. развитие технических средств (стандартизация).
Массовая информация и ее роль в современном мире. Массовая инф – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные и аудиовизуальные материалы. Массовое общество – 1) индустриализация и урбанизация; 2) стандартизация производства и массового потребления; 3) бюрократизация соц сферы; 4) стирание границ между соц группами; 5) формирование инфраструктуры СМИ и массовой культуры.
Понятие информационного общества. Во-первых, инф превращается в гл и самый ценный ресурс соц прогресса, в то время как господствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, технические, энергетические) теряют былое значение. Во-вторых, информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым информационным ресурсам и активно используют их в своих интересах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологич база инф-ных процессов. Одним из главных показателей мощи служит насыщенность страны новыми информационно-компьютерными технологиями. В мировой практике принято оценивать ее по числу компьютеров, мобильных и обычных телефонов, телевизоров и др подобных технических средств на 1000 жителей.
Основные признаки информационного общества.
1. Информация - главный и ценный ресурс общественного прогресса. 2. Информационная деятельность -ведущий вид общественной практики. 3. Развитие технической и технологической базы информационных процессов определяют прогресс общества.
2. Законодательное обеспечение свободы слова и инф-ии в постсоветский период.
-90-е годы – цензура на современном этапе с ее неопределенным характером: хотя 27 декабря 1991 г. был принят закон РФ «О СМИ», закрепивший недопустимость цензуры, сегодня существует несколько специфических видов цензуры:
1. ограничения на свободу информации, связанные с государственными, военными, медицинскими, коммерческими тайнами, этическими нормами;
2. запрещения, связанные с тем, что, контролируя информацию в зависимом СМИ, можно скрыть ошибки или отложить решение той или иной проблемы до благоприятного времени;
3. ведомственная цензура из-за боязни того, что выявится некомпетентность представителей управленческого аппарата.
Правовое обеспечение:
1. Основной закон России — Конституция РФ, где закреплено: «Пресса свободна» (ст. 29, п. 4); «Цензура отменена» (ст. 29, п. 5); «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п. 4); «Свобода мысли и слова» (ст. 29. п. 1); «Права и обязанности журналиста» (ст. 49).
2. Закон РФ «О СМИ», которым определено: Под средством массовой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.