1 Задание
Организацией было принято решение сократить ассортимент. Необходимо решить, какие товары будут выведены из ассортиментной матрицы. В качестве критерия отказа от товара выбраны три:
- наименьший вклад в результат работы организации (наименьший оборот);
- наименее стабильные продажи товара;
- товары не являются взаимодополняющими.
Инструментом для отбора по первым двум критериям является ABC-XYZ-анализ, с помощью матрицы совместных покупок находятся взаимодополняющие товары. Следовательно, необходимо выполнить следующие действия:
1. С помощью ABC-XYZ-анализа найти группу CZ. Рассчитать вклад каждой группы в результат работы организации с помощью совмещённой матрицы ассортимента.
2. Составить матрицу совместных покупок для товаров группы CZ, выявив связь этих товаров с другими. Указать товары, от которых организации стоит отказаться. Рассчитать вклад оставшихся товаров в результат деятельности организации (совмещённая матрица ассортимента).
2 Ход работ
2.1 Проведение АВС – анализа
Метод состоит в ранжировании ассортимента по разным параметрам. В данной работе таким параметров будет оборот. По результатам ранжирования выделяют три группы товаров (А, В и С), которые отличаются своей значимостью и вкладом в оборот организации:
Товары А – самые важные товары, приносящие первые 50 % результата;
Товары В – «средние» по важности, приносящие ещё 30% результата;
Товары С – «проблемные» товары, приносящие ещё 20% результата.
Таким образом, перейдём непосредственно к расчётам. А именно заполним таблицу 1.
Таблица 1 – Проведение АВС-анализа
| 
   Наименование  | 
  
   Оборот, март (руб.)  | 
  
   Оборот, апрель (руб.)  | 
  
   Оборот, май (руб.)  | 
  
   Оборот, июнь (руб.)  | 
  
   Оборот, июль (руб.)  | 
  
   Оборот, август (руб)  | 
  
   Общий товарооборот за 6 месяцев, руб  | 
  
   Доля в обороте (в %)  | 
  
   Доля в обороте с накопительным итогом  | 
  
   Группа  | 
 
| 
   товар 5  | 
  
   320250,4  | 
  
   343590,06  | 
  
   315497,22  | 
  
   326786,6  | 
  
   338513  | 
  
   325256  | 
  
   1969892  | 
  
   31,17%  | 
  
   31,17%  | 
  
   А  | 
 
| 
   товар 9  | 
  
   175328,8  | 
  
   182417,82  | 
  
   180572,64  | 
  
   180988,8  | 
  
   178214  | 
  
   189312  | 
  
   1086834  | 
  
   17,19%  | 
  
   48,36%  | 
  
   А  | 
 
| 
   товар 4  | 
  
   120576,2  | 
  
   118902,42  | 
  
   120453,84  | 
  
   123036,5  | 
  
   117145  | 
  
   124179  | 
  
   724293  | 
  
   11,46%  | 
  
   59,82%  | 
  
   В  | 
 
| 
   товар 14  | 
  
   116790  | 
  
   119370,6  | 
  
   109492,92  | 
  
   119172,7  | 
  
   117606  | 
  
   112879  | 
  
   695312  | 
  
   11,00%  | 
  
   70,82%  | 
  
   В  | 
 
| 
   товар 6  | 
  
   105374,2  | 
  
   116219,82  | 
  
   109999,86  | 
  
   107524,3  | 
  
   114503  | 
  
   113402  | 
  
   667023  | 
  
   10,55%  | 
  
   81,37%  | 
  
   С  | 
 
| 
   товар 13  | 
  
   24818,64  | 
  
   40779,6  | 
  
   44788,2  | 
  
   25325,58  | 
  
   40177,8  | 
  
   46174,4  | 
  
   222064  | 
  
   3,51%  | 
  
   84,89%  | 
  
   С  | 
 
| 
   товар 1  | 
  
   30909,06  | 
  
   35742,84  | 
  
   29803,38  | 
  
   31540,44  | 
  
   35214,5  | 
  
   30724,4  | 
  
   193935  | 
  
   3,07%  | 
  
   87,95%  | 
  
   С  | 
 
| 
   товар 8  | 
  
   30227,7  | 
  
   32656,32  | 
  
   30909,06  | 
  
   30844,8  | 
  
   32173,9  | 
  
   31864,8  | 
  
   188677  | 
  
   2,99%  | 
  
   90,94%  | 
  
   С  | 
 
| 
   товар 2  | 
  
   20897,76  | 
  
   27886,8  | 
  
   30488,82  | 
  
   21324,12  | 
  
   27474,7  | 
  
   31431,3  | 
  
   159504  | 
  
   2,52%  | 
  
   93,46%  | 
  
   С  | 
 
| 
   товар 11  | 
  
   23742,54  | 
  
   20418,36  | 
  
   27726,66  | 
  
   24228,06  | 
  
   20116,4  | 
  
   28584,5  | 
  
   144817  | 
  
   2,29%  | 
  
   95,75%  | 
  
   С  | 
 
| 
   товар 3  | 
  
   21946,32  | 
  
   22818,42  | 
  
   21743,34  | 
  
   22394,1  | 
  
   22480,8  | 
  
   22415,5  | 
  
   133799  | 
  
   2,12%  | 
  
   97,87%  | 
  
   С  | 
 
| 
   товар 10  | 
  
   9188,16  | 
  
   26756,64  | 
  
   17998,92  | 
  
   9375,84  | 
  
   26360,9  | 
  
   18555,8  | 
  
   108236  | 
  
   1,71%  | 
  
   99,58%  | 
  
   С  | 
 
| 
   товар 12  | 
  
   1029,18  | 
  
   2995,74  | 
  
   3858,66  | 
  
   1050,6  | 
  
   2950,86  | 
  
   3978  | 
  
   15863  | 
  
   0,25%  | 
  
   99,83%  | 
  
   С  | 
 
| 
   товар 7  | 
  
   1542,24  | 
  
   2461,26  | 
  
   1198,5  | 
  
   1573,86  | 
  
   2424,54  | 
  
   1236,24  | 
  
   10436,6  | 
  
   0,17%  | 
  
   100,00%  | 
  
   С  | 
 
| 
   итого  | 
  
   6320684  | 
  
На основе полученных данных можем сделать следующие выводы. Как мы можем видеть, мы имеем большое количество проблемных товаров относящихся к группе С, это, несомненно, говорит о том, что компании необходимо стремиться к достижению лучших результатов.
2.2 Проведение XYZ – анализа
Анализ состоит в ранжировании ассортимента по стабильности продаж и колебания уровня потребления (таблица 2). Показывает стабильность или нестабильность спроса на разные товары.
Стабильность продаж оценивается степенью отклонения продаж по периодам от среднего значения. Такое отклонение называется коэффициентом вариации.
Товары Х – характеризуются стабильностью продаж и как следствие – высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%.
Товары Y – товары, имеющие колебания в спросе и как следствие – средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10 - 25%.
Товары Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%.
Таблица 2 – Проведение XYZ-анализа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.