1 Задание
Организацией было принято решение сократить ассортимент. Необходимо решить, какие товары будут выведены из ассортиментной матрицы. В качестве критерия отказа от товара выбраны три:
- наименьший вклад в результат работы организации (наименьший оборот);
- наименее стабильные продажи товара;
- товары не являются взаимодополняющими.
Инструментом для отбора по первым двум критериям является ABC-XYZ-анализ, с помощью матрицы совместных покупок находятся взаимодополняющие товары. Следовательно, необходимо выполнить следующие действия:
1. С помощью ABC-XYZ-анализа найти группу CZ. Рассчитать вклад каждой группы в результат работы организации с помощью совмещённой матрицы ассортимента.
2. Составить матрицу совместных покупок для товаров группы CZ, выявив связь этих товаров с другими. Указать товары, от которых организации стоит отказаться. Рассчитать вклад оставшихся товаров в результат деятельности организации (совмещённая матрица ассортимента).
2 Ход работ
2.1 Проведение АВС – анализа
Метод состоит в ранжировании ассортимента по разным параметрам. В данной работе таким параметров будет оборот. По результатам ранжирования выделяют три группы товаров (А, В и С), которые отличаются своей значимостью и вкладом в оборот организации:
Товары А – самые важные товары, приносящие первые 50 % результата;
Товары В – «средние» по важности, приносящие ещё 30% результата;
Товары С – «проблемные» товары, приносящие ещё 20% результата.
Таким образом, перейдём непосредственно к расчётам. А именно заполним таблицу 1.
Таблица 1 – Проведение АВС-анализа
Наименование |
Оборот, март (руб.) |
Оборот, апрель (руб.) |
Оборот, май (руб.) |
Оборот, июнь (руб.) |
Оборот, июль (руб.) |
Оборот, август (руб) |
Общий товарооборот за 6 месяцев, руб |
Доля в обороте (в %) |
Доля в обороте с накопительным итогом |
Группа |
товар 5 |
320250,4 |
343590,06 |
315497,22 |
326786,6 |
338513 |
325256 |
1969892 |
31,17% |
31,17% |
А |
товар 9 |
175328,8 |
182417,82 |
180572,64 |
180988,8 |
178214 |
189312 |
1086834 |
17,19% |
48,36% |
А |
товар 4 |
120576,2 |
118902,42 |
120453,84 |
123036,5 |
117145 |
124179 |
724293 |
11,46% |
59,82% |
В |
товар 14 |
116790 |
119370,6 |
109492,92 |
119172,7 |
117606 |
112879 |
695312 |
11,00% |
70,82% |
В |
товар 6 |
105374,2 |
116219,82 |
109999,86 |
107524,3 |
114503 |
113402 |
667023 |
10,55% |
81,37% |
С |
товар 13 |
24818,64 |
40779,6 |
44788,2 |
25325,58 |
40177,8 |
46174,4 |
222064 |
3,51% |
84,89% |
С |
товар 1 |
30909,06 |
35742,84 |
29803,38 |
31540,44 |
35214,5 |
30724,4 |
193935 |
3,07% |
87,95% |
С |
товар 8 |
30227,7 |
32656,32 |
30909,06 |
30844,8 |
32173,9 |
31864,8 |
188677 |
2,99% |
90,94% |
С |
товар 2 |
20897,76 |
27886,8 |
30488,82 |
21324,12 |
27474,7 |
31431,3 |
159504 |
2,52% |
93,46% |
С |
товар 11 |
23742,54 |
20418,36 |
27726,66 |
24228,06 |
20116,4 |
28584,5 |
144817 |
2,29% |
95,75% |
С |
товар 3 |
21946,32 |
22818,42 |
21743,34 |
22394,1 |
22480,8 |
22415,5 |
133799 |
2,12% |
97,87% |
С |
товар 10 |
9188,16 |
26756,64 |
17998,92 |
9375,84 |
26360,9 |
18555,8 |
108236 |
1,71% |
99,58% |
С |
товар 12 |
1029,18 |
2995,74 |
3858,66 |
1050,6 |
2950,86 |
3978 |
15863 |
0,25% |
99,83% |
С |
товар 7 |
1542,24 |
2461,26 |
1198,5 |
1573,86 |
2424,54 |
1236,24 |
10436,6 |
0,17% |
100,00% |
С |
итого |
6320684 |
На основе полученных данных можем сделать следующие выводы. Как мы можем видеть, мы имеем большое количество проблемных товаров относящихся к группе С, это, несомненно, говорит о том, что компании необходимо стремиться к достижению лучших результатов.
2.2 Проведение XYZ – анализа
Анализ состоит в ранжировании ассортимента по стабильности продаж и колебания уровня потребления (таблица 2). Показывает стабильность или нестабильность спроса на разные товары.
Стабильность продаж оценивается степенью отклонения продаж по периодам от среднего значения. Такое отклонение называется коэффициентом вариации.
Товары Х – характеризуются стабильностью продаж и как следствие – высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%.
Товары Y – товары, имеющие колебания в спросе и как следствие – средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10 - 25%.
Товары Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%.
Таблица 2 – Проведение XYZ-анализа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.