Надежда Панченко, рецензия

Страницы работы

Содержание работы

Шкапина А.В. гр. Рд. 3.2

Рецензия

Надежда Панченко является представителем нового поколения писателей, свободно выражающих себя и в прозе, и в поэзии, и в публицистике. Надежда Панченко не живет в замкнутом мире «пишущей» личности, она находится в поисках новых ощущений, эмоций, любит путешествовать, благодаря чему ее творчество «прозрачно», многослойно, является воплощением лучших традиций писателей Серебряного века и модернистов.

Один из ее рассказов «Под знаком Рака» не только затрагивает социально важную и актуальную тему нашей современности, но также и позволяет выявить яркие стилевые черты писательницы. Мы узнаем историю о печальной и сложной судьбе рассказчицы, которую смерть преследует на протяжении всей ее жизни: сначала, когда она была еще ребенком, на ее глазах умирает мать, после чего мы переносимся на 20 лет вперед, где повторяется та же ситуация: долгая, мучительная болезнь и смерть отца. Очень важно, в данном случае, отметить, что слово «рак» красной нитью проходит через весь рассказ, как, например, у В. Пелевина в «Омон Ра» главного героя, мечтающего о космосе, всегда преследовали предметы форме звездочек (в пионерском лагере, в центре подготовки и т.д). В первый раз мы видим героиню на обследовании у врача, готовой к самому ужасному диагнозу: «Значит, это все же у меня такая судьба. Такая звезда, под которой я родилась. Знак Рака». В первый же раз появляясь в тексте, это слово уже многозначно: мы понимаем, что речь идет о знаке зодиака, к которому принадлежит героиня, но нас также сразу охватывает некая горечь, предчувствие… Мы переносимся в ее детство: рушится политический строй, экономика, рушится привычная жизнь страны, в том числе и маленькой ее частички – семьи героини, в которой после долгих лет лечения умирает от рака ее мать. Героиня с детства вовлечена в борьбу со смертью, она привыкает смотреть ей в лицо каждый день, она не борется с ней, смерть ходит рядом, никогда не покидая героиню надолго. Проходит 20 лет и снова - диагноз, который поставили ее отцу – рак легких. Она переезжает из Москвы в свой родной маленький городишко, чтобы быть рядом с отцом, который должен скоро умереть. Проходит два года, жизнь героини коренным образом меняется, лишь память о родителях – все также с ней. Героиня чувствует себя плохо в течение нескольких дней. Автор использует кольцевую композицию текста: мы возвращаемся в начало рассказа, уже узнав о жизненном пути этой девушки, и понимаем, что тревога, вызванная ранее у нас, была оправдана. Привыкшая к «раковой» судьбе, она ждет привычного диагноза, но вопреки ожиданиям, нам становится известно, что она беременна и ребенок родится «под знаком Рака», как и она, нам остается лишь гадать, что будет дальше, через какие испытания пройдет она и ее ребенок, сломятся ли они под напором смертельной болезни или будут двигаться вперед. «Рак» в обоих смыслах становится символом ее жизненного пути. Писательница легко играет этим словом, сначала оглашая его как приговор, а потом делая его талисманом.

Похожие материалы

Информация о работе