Анализ состояния организации таможенного контроля в неторговом обороте (на примере Выборгской таможни), страница 6

2. По техническим причинам не удается организовать предварительное получение от ОАО «РЖД» и ВР ЛТД (железные дороги  Финляндии) 100% списков пассажиров.

В настоящее время, посредством информационной системы продажи билетов «Экспресс – 3», ОАО «РЖД» может передавать списки пассажиров выезжающих из РФ в объеме 50-70% от реальной населенности поезда, т.к. данная система не может учитывать пассажиров купивших билеты в Финляндии с открытой датой. Потенциальной проблемой является и то, что в Финляндии билеты обезличены, т.е. предварительные (до отправления поезда) данные о пассажирах отсутствуют.

Проведенный анализ существующих схем таможенного контроля в неторговом обороте на примере таможенных постов МАПП и ЖДПП Выборгской таможни  показывает, что организация СУР в неторговом обороте находится на уровне несвязанных и не систематизированных инициатив отдельных таможенных органов, что подтверждает отсутствие централизованного подхода к решению этой, на наш взгляд, важной и перспективной задачи.

2.3. Проблемы выявления рисков для организации СУР

 в неторговом обороте.

          Результаты проведенного исследования показали, что выявление рисков производится как на этапе таможенного оформления и таможенного контроля, так и при последующем контроле результатов таможенного оформления.

При этом, строго определен круг уполномоченных лиц[47] (приложение 2).            

Меры по минимизации рисков, выявляемых при таможенном оформ-

лении и таможенном контроле товаров, применяемые в СУР, разделяются на прямые и косвенные.

Прямые меры по минимизации рисков – это комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и с применением мер по минимизации рисков и отдеотных форм таможенного контроля,  осущуствляемых  централизовано и установленных Кодексом, соответствующкй  Инструкцией и иными правовыми актами ГТК России.

Косвенные меры по минимизации рисков - это комплекс мероприятий, направленных на процесс таможенного оформления товаров и осуществляемых путем разработки и (или) модернизации таможенных и (или) информационных технологий, проведения организационно-штатных мероприятий, применения тарифного и нетарифного регулирования и пр.

В    случае    выявления    при    таможенном    оформлении    рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в составе правовых актов ФТС (ГТК)  России в бумажном виде и в электронном виде (если такое возможно), уполномоченными должностными  лицами таможенного поста (ОТО и ТК) или вышестоящей таможни  применяются  прямые      меры      по      минимизации      рисков    (приложение 3).  Так же, определен перечень мер по минимизации рисков, которые могут применяться таможенным постом (ОТО и ТК) по собственному  решению и без специального указания в профилях риска[48].

В целях выявления рисков, возникающих при таможенном оформле

нии и таможенном контроле в неторговом обороте, уполномоченные должностные лица таможенных органов могут использовать следующие источники информации, установленные приказом ГТК РФ  28.06.2004 № 750дсп «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц  таможенных органов при применении системы управления рисками»:

-  базы данных электронных копий таможенных приходных ордеров   

    (ТПО);

-  базы данных электронных журналов (после создания);

-  базы данных информационного обмена с таможенными службами

    других   иностранных   государств   (по   мере   заключения  

    соответствующих оглашений);

-  базы     данных     информационного     обмена     с     министерст- 

    вами,  федеральными службами и агентствами, а также иными ор-

    ганизациями (по мере заключения соответствующих соглашений);

-  базы данных, содержащие информацию о делах об административ-

    ных  правонарушениях;

-  базы данных, созданные самостоятельно;

          -  бумажные   носители   ПТД,   ТД,  актов   таможенных досмотров  

    (осмотров),   а   также   товаросопроводительных   и   транспорт-

    ных  документов;

-  оперативную информацию;

-  обращения и жалобы граждан и юридических лиц;

-  запросы и  информацию иных  контролирующих государственных

   органов, органов местного самоуправления и общественных

   объединений;

-  информацию из средств массовой информации;

-  информацию,    полученную    в    результате    оперативно – розы-

    скной деятельности;

-  иные источники информации, в том числе собственные аналитиче-

    ские   материалы и данные информационной сети «Интернет».

Из данного перечня источников информации для выявления рисков в неторговом обороте, на наш взгляд, фактически используются только два – три источника, что в итоге может объяснять почти полное отсутствие про-

филей риска в данной области таможенного контроля, что является одной из проблем в данном вопросе.

На сегодняшний день актуализированы только два профиля риска (ПР) в неторговом обороте:

- ПР №11\120505\00141 «Вероятность ввоза с сокрытием от таможен-     

   ного контроля наркотических средств, психотропных веществ и их

   прекурсоров в несопровождаемом багаже физических лиц, переме

   щаемом железнодорожным и автомобильным транспортом»;

- ПР №11\110805\00201 «Вероятность беспошлинного ввоза товаров,

   подлежащих обложению таможенными платежами, физическими

   лицами, пересекающими Государственную границу Российской

   Федерации чаще 1 раза в неделю» (данный риск требует актуализа

    ции или отмены в связи с изменением частоты въездов в РФ с пол

    ным освобождением от таможенных платежей до 1 раза в месяц)[49].

Индикатором риска в обоих профилях является та или иная категория физических лиц, а именно: