Анализ состояния организации таможенного контроля в неторговом обороте (на примере Выборгской таможни), страница 5

Перед проведением таможенного контроля должностное лицо

ВЖДТП обязано принять решение о том, какая из его форм будет достаточной для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Таможенный досмотр (осмотр) товаров, перемещаемых физическим лицом, проводится в соответствии с Временной технологической схемой таможенного досмотра товаров и транспортных средств, находящихся на ВЖДТП[46] и должен исключать, по возможности, осмотр досматриваемых товаров и доступ к сведениям и объяснениям, даваемым владельцем товаров о характере и цели их перемещения, посторонними лицами.

В настоящее время на Выборгском железнодорожном т\п досмотровая работа ведется в следующих направлениях:

- таможенный осмотр (досмотр) подвижного состава международных      

   пассажирских  поездов;

- таможенный осмотр (досмотр)  товаров перемещаемых физически-

   ми лицами в пассажирских вагонах;

          - таможенный осмотр (досмотр)  товаров перемещаемых в специаль-

            ных  вагонах (вагон – ресоран, багажный вагон);

          - таможенный осмотр (досмотр)  товаров перемещаемых в  несопро-

            вождаемом  багаже (контейнерные отправки).

Для наглядности, организацию таможенного контроля в неторговом обороте на ВЖДТП можно представить в виде табл.2.2.1.

В настоящее время на ВЖДТП  ведется работа по организации предварительного анализа сведений о пассажирах международных поездов, как основного направления организации СУР в неторговом обороте.         

Используемая на посту информационно – поисковая система (ИПС) «Сигнал» не входит в перечень сертифицированных для применения в таможенных органах программных продуктов. База данных ИПС “Сигнал” формируется за счет:

- данных о лицах из ориентировок поступающих на пост;

- данных о лицах совершавших административные правонарушения

  в сфере таможенного дела в зоне деятельности поста и Выборгской

   таможни;

Таблица 2.2.1.

Критерии проведения таможенного контроля в неторговом обороте

 на ВЖДТП

п\п

Основание для проведения таможенного контроля

Объект контроля

Участвующие подразделения

1.

По результатам таможенного наблюдения и устного опроса пассажиров и транспортных служащих

-   пассажирское купе;

-служебные помещения вагона.

ОТО и ТК (как правило), ОТД, ОБКН,

Кинологическая служба,

2.

По результатам предварительного контроля списков пассажиров (ИПС «СИГНАЛ»)

- пассажирское купе;

- пассажирский вагон.

ОТО и ТК (как правило), ОТД, ОБКН,

Кинологическая служба

3.

Пересечение физическим лицом таможенной границы РФ чаще одного раза в неделю (с 26 февраля 2006г. – в месяц)

- пассажирское купе;

- пассажирский вагон.

ОТО и ТК (как правило), ОТД

4.

Выборочный профилактический контроль подвижного состава, основанный на предварительном анализе и планировании в соответствии с графиком работы поездных бригад и оперативной информации

- пассажирские купе;

- служебные помещения вагона;

- места общего пользования  вагона;

- внешний досмотр вагонов;

- специальные вагоны.

ОТД (как правило),

ОТО и ТК, ГИТО,

ОТСТК и ТСО

5.

Профиль риска №11/120505/00141 (Ввоз наркотиков, психотропн. веществ в несопр/багаже)

Контейнеры с личными вещами б\у лиц переселяющихся на ПМЖ

ОТД (как правило), ОБКН,

кинологическая служба

Источник: разработано автором по материалам преддипломной практики

- данных о лицах совершавших правонарушения в сфере таможенно-

   го  дела  сопредельного государства (на основании информации    

   сопредельного пункта пропуска на станции Вайниккала);

- данных о лицах включенных в потенциальную группу риска на

   основании мотивированной аналитической информации должност-

   ных  лиц поста. 

До прибытия поезда на станцию Выборг, а при необходимости и во

время стоянки поезда, специально назначенное в наряде должностное лицо ВЖДТП:

-  проверяет  списки пассажиров  с  использованием  ИПС «Сигнал»;

-   в случае обнаружения ИПС «Сигнал» лиц, стоящих на контроле, сразу   докладывает  об этом старшему смены (наряда) ОТО и ТК с уточнением действий должностных лиц ВЖДТП предписанных   в каждом выявленном  случае.

При этом, старший смены (наряда) ОТО и ТК:

-   в начале рабочей смены назначает в наряде должностное лицо

    смены ответственное за получение и проверку списков;

          -   анализирует полученную информацию,  принимает необходимое       

решение о  тактике таможенного контроля, необходимой расста-

новке сил и постановке  задач перед личным составом, а так же

организует и контролирует выполнение  предписанных ориенти-

ровкой действий.

На сегодняшний день, эффективность данной схемы напрямую

зависит от полноты и достоверности предварительной информации  и актуальности имеющихся баз данных. Однако, полно и качественно реализовать такую технологию не представляется возможным по следующим объективным причинам:

1. Отсутствует сертифицированный информационно – поисковый

программный продукт позволяющий организовать предварительную (до

принятия решения о проведении таможенного контроля) аналитическую работу с консолидированной базой данных содержащих сведения о лицах группы риска (ориентировки различных правоохранительных служб и информация о лицах совершавших правонарушения в таможенной сфере), а так же, отсутствует порядок использования и актуализации вышеназванных баз данных.