Сборник подготовлен с использованием зарубежных и отечественных публикаций, посвященных решению проблемы аварийности на дорогах в населенных пунктах.
Разработчики Сборника:
ü Собрали и классифицировали информацию о факторах, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
ü Сгруппировали инструменты и принципы, применяемые для снижения степени негативного проявления этих факторов;
ü Собрали сведения по результатам применения этих принципов и инструментов;
ü На основе изучения международного опыта предложили направления деятельности для повышения безопасности дорожного движения на улицах российских населенных пунктов.
Изучение отечественных публикаций показывает, что в 70-80-е годы в Советском Союзе проводилась серьезная работа в области безопасности дорожного движения.
Новые концепции и решения предлагались такими авторитетными специалистами в области изучения проблемы аварийности и организации безопасного дорожного движения, как: Клинковштейн Г.И., Страментов А.Е., Фишельсон М.С., Овечников Е.В., Бабков В.Ф., Афанасьев М.Б., Кременец Ю.А., Печерский М.П., Котик М.А. и др.
Дезинтеграция СССР и последующий период экономического спада остановил исследовательские работы, и многие перспективные идеи так и остались в виде предложений и теоретических обоснований.
Темпы автомобилизации в развитых странах в 1970-90 гг. и, увеличение числа жертв ДТП, требовали активных действий для снижения аварийности. Образование Европейского Союза объединило усилия и ресурсы нескольких стран, способствуя прогрессу в решении проблемы ДТП.
Многие из решений, предлагаемых в Советском Союзе, нашли практическое применение в других странах, доказав свою результативность.
Тем не менее, многое из зарубежного опыта является новым для российских специалистов, например, в таких областях, связанных с безопасностью дорожного движения, как:
ü Оценка экономических издержек от ДТП с точки зрения сообщества;
ü Экономическое обоснование и определение окупаемости средств бюджета, направляемых на мероприятия по безопасности движения на основе сравнения затрат и выгод для сообщества;
ü Расстановка приоритетов для обеспечения последовательности проведения мероприятий, которая обеспечивает максимальную отдачу для сообщества от средств бюджета, направляемых на повышения безопасности движения.
Беспристрастное выражение в денежном эквиваленте издержек от ДТП и выгод сообщества от их снижения, помогает получать правильные ответы на такие вопросы, как:
ü Какая мера из числа тех, что применимы для снижения риска ДТП на конкретном участке сети, является самой оптимальной, обеспечивая одновременно: а) максимум безопасности; б) минимум затрат на реализацию и последующую эксплуатацию; в) минимум негативного воздействия на плавность движения, пропускную способность улично-дорожной сети и окружающую среду?
ü Какие средства необходимо предусматривать ежегодно, чтобы сдерживать рост количества ДТП (а еще лучше, снижать их количество) в условиях стабильного прироста, как парка транспортных средств, так и интенсивности его использования?
ü Какие из мер повышения безопасности способны обеспечить разумный компромисс между безопасностью и другими задачами дорожной сети? А какие меры, несмотря на их результативность с точки зрения безопасности движения, создают конфликт целей (например, снижают пропускную способность улицы) и, в целом для сообщества, становятся причиной экономических потерь?
Экономическая оценка – общепринятая процедура в странах с рыночной экономикой и развитой демократией, подразумевающей открытость для налогоплательщиков данных по расходованию бюджетных средств.
В отличие от расчетных коэффициентов результативности мер по снижению количества ДТП, применявшихся в условиях командной экономики и, понятных только узкому кругу специалистов, результат экономической оценки понятен:
ü тем, кто отвечает за функционирование дорог,
ü тем, кто пользуется дорогами,
ü тем, кто принимает решения по использованию бюджетных ресурсов,
ü тем, кто платит налоги.
Сборник не акцентирует внимание на национальном происхождении рассматриваемых мер, но:
ü информирует о практических результатах, выявленных в ходе их применения (как положительных, так и отрицательных);
ü уделяет главное внимание мерам, способным при минимальных затратах обеспечить хороший результат, учитывая стесненность бюджетов российских населенных пунктов.
Эти меры применимы для любой страны, поскольку международная практика доказывает: несмотря на существование национальных особенностей, темпераментов и культур, человек является, прежде всего, продуктом эволюции. Представители разных стран демонстрируют одинаковые модели поведения, обусловленные, прежде всего, опытом, возрастом, полом, возможностями человеческих органов чувств, безусловными и условными рефлексами, стилем жизни, отношением окружающих.
Глобализация рынка транспортных средств, строительных технологий, материалов и информации все более сближают транспортное поведение водителей разных стран.
Развитые страны имеют более длительный и обширный опыт автомобилизации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.