4 Принципы и рекомендации для применения инструментов на основе международного опыта
4.1 Результаты применения инструментов, нацеленных на формирование безопасного поведения участников дорожного движения
4.1.1 Модель поведения
Модель транспортного поведения человека многовариантна.
Каждое поведенческое проявление - результат выбора среди вариантов возможного взаимодействия личности и ситуационных факторов.
Пример:Неопытный молодой водитель возвращается домой из бара поздно вечером. Льет дождь. Он выпил, но содержание алкоголя в крови не превышает допустимого уровня. По телевизору вот-вот должен начаться интересный футбольный матч. На половине знакомого пути домой, на крутом повороте, машину заносит на обочину, происходит наезд на дерево. Водитель получает тяжелые ранения. Незадолго до ДТП водитель обратил внимание на то, что износ покрышек его автомобиля близок к пределу и, принял решение экономить, чтобы обзавестись новыми покрышками.
Возникает вопрос:
1) Что же послужило главной причиной данного ДТП?
Вариантов ответа может быть несколько:
1 Недостаток опыта для выбора правильной скорости, соответствующей погоде, состоянию покрытия дороги, износу покрышек автомобиля и темному времени суток;
2 Осознанно превышенная скорость, связанная со спешкой;
3 Общий стиль жизни молодого человека с ночными поездками после выпивки с друзьями;
4 Неправильно запроектированный участок дороги, имеющий слишком крутой поворот;
5 Изношенные покрышки;
6 Замедление реакции после употребления алкоголя;
7 Легкомысленное отношение молодого водителя к риску, связанному с быстрой ездой на изношенных покрышках, по извилистой мокрой дороге, ночью, после выпивки с полной уверенностью, что все плохое может случиться с кем угодно, но не с ним;
8 Ряд других причин, например: знак крутого поворота отсутствовал; видимость была плохой; законодательство относительно употребления алкоголя водителями слишком либерально;
9 Присутствие сопутствующих причин, например: до этого он с кем-то поспорил; пытался избежать наезда на велосипедиста, которого заметил слишком поздно из-за отсутствия заднего катафота на велосипеде.
2) Какая из мер могла бы предотвратить подобное ДТП?
1. Улучшение подготовки водителей (образовательная мера),
2. Ужесточение требований относительно употребления алкоголя водителями (законодательная мера),
3. Ужесточение требований относительно эксплуатационного состояния транспортного средства (законодательная мера),
4. Улучшение качества проектирования дорог (техническая мера),
5. Улучшение качества содержания дороги: установка знаков, освещение и т.п. (техническая мера).
Ясно, что на поставленный однозначно ответить невозможно.
Тем не менее, из изучений последних лет следует вывод:
ü Для предупреждения ДТП по вине «человеческого фактора» более результативно фокусировать усилия на корректировку моделей поведения участников дорожного движения, в основе которых лежат личностные характеристики и жизненные стили, чем на корректировку нежелательного поведения, создающего риск ДТП (например, игнорирование ремней безопасности, превышение скорости, переход дороги на запрещающий сигнал светофора и т.д.).
Именно формирование желательной модели поведения участников дорожного движения обеспечивает устойчивость безопасного поведения, поскольку, в этом случае, человек в своих поступках руководствуется самоконтролем.
Схема процесса воздействия на модель поведения участников дорожного движения, а следовательно, на снижение количества ДТП, графически представлена на Рис.7.
|
|||||
Рис.7 Процесс воздействия на модель поведения участников дорожного движения
Установлено, что при отсутствии хотя бы одного из компонентов: опыта, знаний, информированности, осознания, реакции со стороны окружающих или контроля за соблюдением законов и правил, модель поведения изменить невозможно, а следовательно, невозможно добиться устойчивого снижения роли «человеческого фактора», в возникновении ДТП.
Сочетание информации и контроля способствует формированию у большинства членов сообщества положительного отношения к безопасности движения и, критического отношения к поведению тех, кто создает риск ДТП для себя и других.
Наличие значительной части населения (так называемой, «критической массы»), которая настроена в пользу безопасности, формирует такую социальную среду, где безопасная модель поведения становится нормой для подавляющей части участников дорожного движения.
Установившаяся социальная норма поведения автоматически оказывает корректирующее воздействие на нежелательные поведенческие проявления представителей групп риска, при помощи механизма «социального нивелирования» (т.е. естественного стремления индивидуума быть не хуже других), когда нарушителю становится некомфортно в окружении, которое демонстрирует критическое отношение к его поведению. (См. гл.2.2.3 Мотивация).
4.1.2 Основания для дискуссий
Среди специалистов по безопасности дорожного движения продолжаются дискуссии по следующему вопросу:
ü Какая стратегия обеспечит устойчивый и долгосрочный прогресс
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.