СЕВЕРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Северный экономический район - крупнейший по территории в европейском макрорегионе, занимающий 1/3 его площади. В составе района шесть субъектов Федерации (табл. 33).
33. Субъекты и основные характеристики Северного экономического района, 1999 г.
Субъекты района |
Территория, тыс. км2 |
Население, тыс. человек |
Плотность населения, чел/км2 |
Удельный вес городского населения. % |
Удельный вес в валовом производстве России, % |
|
Промышленность |
Сельское хозяйство |
|||||
Республика Карелия |
172,4 |
765 |
4,4 |
73,8 |
0,6 |
0,3 |
Республика Коми |
415,9 |
1137 |
2,7 |
74,5 |
1,2 |
0,3 |
Архангельская обл.* |
587,4 |
1459 |
2,5 |
74,4 |
1,0 |
0,7 |
Вологодская обл. |
145,7 |
1319 |
9,1 |
68,3 |
1,8 |
1,3 |
Мурманская обл. |
144,9 |
1001 |
6,9 |
91,7 |
1,2 |
0,2 |
* В том числе Ненецкий автономный округ.
Район имеет те же географические и климатические признаки, что и Россия в целом: северность, обширность, равнинность, холодность.
Краткая история освоения района. Пространства Европейского Севера издавна привлекали людей. Славяне начали осваивать район с IX в. Первыми пришли сюда новгородцы. Привозимые с севера пушнина и соль высоко ценились. Постепенно в район завезли крупный рогатый скот, лошадей, начали обрабатывать землю. Первые значительные поселения возникли в XII в. - Холмогоры, Каргополь, Шенкурск и др., а на юге района - еще раньше. Между Новгородом и Москвой шла борьба за владение северными землями. В конце XV в. район был присоединен к Московскому государству.
В XV-XVII вв. эти земли были уже относительно освоенными. Успешно шла торговля солью и рыбой. В 1553 г. англичанин Ричард Ченслер первым из западноевропейцев прибыл в устье
127
Северной Двины, а в 1584г. здесь был заложен город Архангельск, остававшийся главным морским портом России более 100 лет.
Росли и другие города - Вологда, Тотьма, Великий Устюг. Последний с конца XV в. играл важную роль в присоединении к Москве северо-восточных земель, а затем стал крупным торговым центром, связывающим Европейскую Россию с Сибирью. С начала XVIII в. после основания Санкт-Петербурга были введены ограничения на внешнеторговые операции в Архангельске, экономика района начала приходить в упадок. В 1703 г. был основан Петрозаводск, ставший центром железоделательного и пушечного производства, а в 1719г. недалеко от него открылся первый российский курорт - Марциальные Воды.
После прокладки Московско-Сибирского тракта старый путь на восток (через Архангельскую губернию) утратил свое значение, что еще больше подорвало торговлю и другие отрасли хозяйства района.
Со второй половины XIX в. с проникновением в район иностранного капитала экономика Севера стала перестраиваться на экспорт леса. Началось строительство железных дорог (Вологда -Архангельск, Вятка - Котлас).
В годы первой мировой войны была построена железная дорога, ведущая на север Кольского полуострова, и основан город и порт Мурманск.
В 30-е годы XX в. появились рыболовный флот, техника на лесозаготовках, начались строительство целлюлозно-бумажных комбинатов, разработка хибинских апатитов.
В годы Великой Отечественной войны началась крупномасштабная добыча печорского угля, осуществлялось активное строительство железных дорог, в Мурманск и Архангельск шли морские караваны союзников.
Послевоенный период характеризовался дальнейшим развитием лесопромышленного комплекса, разработкой полезных ископаемых. Развилась черная металлургия.
Географическое положение.Район занимает северо-западную часть России и граничит на западе с Норвегией и Финляндией, на юге - с Северо-Западным, Центральным, Волго-Вятским, на юго-востоке - с Уральским, на востоке - с Западно-Сибирским экономическими районами. Север района омывается морями Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское).
Крайняя северная материковая точка района - мыс Немецкий на полуострове Рыбачий (Мурманская обл.) - находится почти на 70º с.ш., крайняя южная точка -на 58º30'с. ш. (юг Вологодской обл.).
Крайняя западная точка (на стыке границ Карелии, Ленинградской обл. и Финляндии) - 29º20'в. д., крайняя восточная точка (северо-восток Республики Коми) - 66º в. д.
128
Экономико-географическое положение района достаточно выгодно (кроме северо-восточной части). Положительные моменты - близость к экономически развитым Центральному и Северо-Западному районам, возможность экономических связей с соседними Финляндией и Норвегией, наличие единственного незамерзающего порта на севере России - Мурманска.
Природные условия. Обширность территории района определяет разнообразие его природных условий.
Западная часть района (Кольско-Карельский район) во многом отличается от остальной его территории. Выступающий на поверхность Балтийский щит сложен кристаллическими породами фундамента Русской платформы. Район был центром оледенения, которое отсюда продвигалось
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.