Современная философия. Феноменология. Представители феноменологии. Представители феноменологии

Страницы работы

49 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Современная философия

  • Феноменология
  • Прагматизм
  • Философская герменевтика

Феноменология

Представители феноменологии

  • Франц Брентано (1838-1917)
  • Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
  • Мартин Хайдеггер (1889-1976)
  • Морис Мерло-Понти (1908-1961)
  • Густав Шпет (1879-1837)
  • Альфред Шюц (1899-1959)

Брентано (Brentano) Франц (1838-1917)

  • австр. философ
  • профессор Вюрцбурского и Венского ун-тов
  • поставил задачу – возродить философии как науку
  • опирался на взгляды Аристотеля и Декарта
  • работы:
  • «Очерк о познании»,
  • «Von der Klassifikation der psychologischen Phanomene» и др.

проблема

«Слышимый звук», «видимый ландшафт» - это физические или психические феномены? «Как является нам наше сознание, отличаются ли явления сознания от явления внешнего опята?»

Суть позиции

  • Различает два класса феноменов: «психические» и «физические»
  • Науки различает по предмету и способу его проявления :
  • Естественные науки – изучают физические феномены, даны во внешнем опыте
  • Психология – изучает психические феномены, даны во внутреннем опыте (т.е. их нельзя наблюдать «извне»)

Гуссерль (Husserl) Эдмунд (1859-1838)

  • немецкий философ, основатель феноменологии
  • Профессор ун-тов Галле, Геттингена, Фрейбурга
  • работы:
  • «Логические исследования»,
  • «Философия как строгая наука»,
  • «Кризис европейских наук» и др.

проблема

«Что является условием возможности научного познания (научной теории)?»

Суть позиции:

  • Предлагает различать:
  • Психологию – наука о фактах (психических феноменах)
  • Логику – нормативная теоретическая наука; основа наукоучения
  • Феноменологию – науку о сознании

Сознание характеризуется:

  • Непредметностью;
  • Интенциональностью – направленность на предмет; акт придания предметам смыслов и значений;
  • Установками:
  • естественной, наивной, объективная
  • рефлексивной, феноменологической переход, к которой возможен благодаря - (эпохе)

Феноменология Э. Гуссерля

  • различает:
  • созерцание – непосредственное восприятие
  • сигнификацию (от лат. signum – знак)
  • адеквацию – совпадение созерцания и сигнификации
  • вводит фундаментальные различия
  • между предметом и его значением
  • между значением и знаком
  • между значением и наглядным образом

«Кризис европейских наук»

«Как связан «жизненный кризис европейского человечества» с бурным успехом точных наук?» «В чем заключается «инаковость» наук о духе, культуре, человеке?»

Шюц (Schutz) Альфред (1899-1959)

  • австр.-амер. философ и социолог
  • профессор социологии и социальной психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке
  • Работы:
  • «Смысловое строение социального мира»,
  • «Формирование понятий и теория в общественных науках»,
  • «Структура повседневного мышления» и др.

Задачи:

  • восстановить связь абстрактных научных понятий с «жизненным миром»
  • проанализировать переход от непосредственно глубокого индивидуального переживания индивида к социальности как объективному феномену
  • вычленить стадии такого перехода

Стадии перехода от внутренних переживаний к социальности

  • индивидуальное сознание конструирует «значимые единства» из непосредственного потока переживаний
  • эти значимые единства объективируются во взаимодействии с другими индивидами
  • «другие» выступают носителями типических свойств, которые объективно существуют в «точках пересечения» практических целей интересов взаимодействующих индивидов

«конечные области значений»

  • Специфические относительно изолированные сферы человеческого опыта:
  • Религия
  • Игра
  • Сон
  • Научное теоретизирование
  • Художественное творчество
  • Мир душевных болезней
  • Повседневность
  • переход от одной сферы к другой предполагает переориентацию восприятия на другую реальность

Прагматизм Представители:

  • Чарльз Пирс (1839-1941)
  • Уильям Джеймс (1842-1910)
  • Джон Дьюи (1859-1952)
  • Ричард Рорти (1931-…)

Пирс (Peirce) Чарльз (1839-1914)

  • американский логик, математик, философ
  • участник Метафизического клуба при Гарвардском университете
  • работы:
  • «Как сделать наши идеи ясными»,
  • «Закрепление верований» и др.

Основная проблема

  • Соотношение веры, знания и действия

Суть позиции

  • прагматизм – совокупность практический следствий, которые с необходимостью выводятся из знаний
  • знание – система верований – убеждений, которые определяют привычку действовать определенным образом
  • подвергает принцип сомнения Р. Декарта
  • процесс познания есть переход от сомнения к верованию

Суть позиции

  • критерием выбора верований – соответствие желаемой цели
  • истина не есть соответствие знания предмету, а общезначимое и принудительное верование-убеждение
  • указывает на 4 способа закрепления верований: метод упорства, метод авторитета, априорный метод, научный

Джеймс (James) Уильям (1842-1910)

  • амер. философ и психолог
  • профессор Гарвардского ун-та
  • работы:
  • «Прагматизм»,
  • «Психология»,
  • «Многообразие религиозного опыта» и др.

«Радикальный эмпиризм» или «плюрализм»

  • «Мир есть великий цветущий, жужжащий беспорядок»
  • Вселенная незамкнута, незакончена, в ней царить случай и постоянно возникает новое
  • «Мой мир – это лишь один из миллиона»
  • Связь человека с миром носит индивидуальный характер
  • Истина – успешная и работоспособная идея, полезная для достижения какой-либо цели

Дьюи (Dewey) Джон (1859-1952)

  • амер. философ
  • профессор Мичиганского, Чикагского, Колумбийского ун-тов
  • работы:
  • «Психология и педагогика мышления»,
  • «Школа и общество»,
  • «Свобода и культура» и др.

«экспериментальная или инструментальная логика»

  • основное понятие – «опыт» - все многообразие отношений человека с миром
  • познание не процесс установления истины, а возможность эффективного решения проблем

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
626 Kb
Скачали:
0