Современная философия
-
Феноменология
-
Прагматизм
-
Философская герменевтика
Феноменология
Представители феноменологии
-
Франц Брентано (1838-1917)
-
Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
-
Мартин Хайдеггер (1889-1976)
-
Морис Мерло-Понти (1908-1961)
-
Густав Шпет (1879-1837)
-
Альфред Шюц (1899-1959)
Брентано (Brentano) Франц (1838-1917)
-
австр. философ
-
профессор Вюрцбурского и Венского ун-тов
-
поставил задачу – возродить философии как науку
-
опирался на взгляды Аристотеля и Декарта
-
работы:
-
«Очерк о познании»,
-
«Von der Klassifikation der psychologischen Phanomene» и др.
проблема
«Слышимый звук», «видимый ландшафт» - это физические или психические феномены?
«Как является нам наше сознание,
отличаются ли явления сознания от явления внешнего опята?»
Суть позиции
-
Различает два класса феноменов: «психические» и «физические»
-
Науки различает по предмету и способу его проявления :
-
Естественные науки – изучают физические феномены, даны во внешнем опыте
-
Психология – изучает психические феномены, даны во внутреннем опыте (т.е. их нельзя наблюдать «извне»)
Гуссерль (Husserl) Эдмунд (1859-1838)
-
немецкий философ, основатель феноменологии
-
Профессор ун-тов Галле, Геттингена, Фрейбурга
-
работы:
-
«Логические исследования»,
-
«Философия как строгая наука»,
-
«Кризис европейских наук» и др.
проблема
«Что является условием возможности
научного познания (научной теории)?»
Суть позиции:
-
Предлагает различать:
-
Психологию – наука о фактах (психических феноменах)
-
Логику – нормативная теоретическая наука; основа наукоучения
-
Феноменологию – науку о сознании
Сознание характеризуется:
-
Непредметностью;
-
Интенциональностью – направленность на предмет; акт придания предметам смыслов и значений;
-
Установками:
-
естественной, наивной, объективная
-
рефлексивной, феноменологической переход, к которой возможен благодаря - (эпохе)
Феноменология Э. Гуссерля
-
различает:
-
созерцание – непосредственное восприятие
-
сигнификацию (от лат. signum – знак)
-
адеквацию – совпадение созерцания и сигнификации
-
вводит фундаментальные различия
-
между предметом и его значением
-
между значением и знаком
-
между значением и наглядным образом
«Кризис европейских наук»
«Как связан
«жизненный кризис европейского человечества»
с бурным успехом точных наук?»
«В чем заключается «инаковость» наук о духе, культуре, человеке?»
Шюц (Schutz) Альфред (1899-1959)
-
австр.-амер. философ и социолог
-
профессор социологии и социальной психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке
-
Работы:
-
«Смысловое строение социального мира»,
-
«Формирование понятий и теория в общественных науках»,
-
«Структура повседневного мышления» и др.
Задачи:
-
восстановить связь абстрактных научных понятий с «жизненным миром»
-
проанализировать переход от непосредственно глубокого индивидуального переживания индивида к социальности как объективному феномену
-
вычленить стадии такого перехода
Стадии перехода от внутренних переживаний к социальности
-
индивидуальное сознание конструирует «значимые единства» из непосредственного потока переживаний
-
эти значимые единства объективируются во взаимодействии с другими индивидами
-
«другие» выступают носителями типических свойств, которые объективно существуют в «точках пересечения» практических целей интересов взаимодействующих индивидов
«конечные области значений»
-
Специфические относительно изолированные сферы человеческого опыта:
-
Религия
-
Игра
-
Сон
-
Научное теоретизирование
-
Художественное творчество
-
Мир душевных болезней
-
Повседневность
-
переход от одной сферы к другой предполагает переориентацию восприятия на другую реальность
Прагматизм Представители:
-
Чарльз Пирс (1839-1941)
-
Уильям Джеймс (1842-1910)
-
Джон Дьюи (1859-1952)
-
Ричард Рорти (1931-…)
Пирс (Peirce) Чарльз (1839-1914)
-
американский логик, математик, философ
-
участник Метафизического клуба при Гарвардском университете
-
работы:
-
«Как сделать наши идеи ясными»,
-
«Закрепление верований» и др.
Основная проблема
-
Соотношение веры, знания и действия
Суть позиции
-
прагматизм – совокупность практический следствий, которые с необходимостью выводятся из знаний
-
знание – система верований – убеждений, которые определяют привычку действовать определенным образом
-
подвергает принцип сомнения Р. Декарта
-
процесс познания есть переход от сомнения к верованию
Суть позиции
-
критерием выбора верований – соответствие желаемой цели
-
истина не есть соответствие знания предмету, а общезначимое и принудительное верование-убеждение
-
указывает на 4 способа закрепления верований: метод упорства, метод авторитета, априорный метод, научный
Джеймс (James) Уильям (1842-1910)
-
амер. философ и психолог
-
профессор Гарвардского ун-та
-
работы:
-
«Прагматизм»,
-
«Психология»,
-
«Многообразие религиозного опыта» и др.
«Радикальный эмпиризм» или «плюрализм»
-
«Мир есть великий цветущий, жужжащий беспорядок»
-
Вселенная незамкнута, незакончена, в ней царить случай и постоянно возникает новое
-
«Мой мир – это лишь один из миллиона»
-
Связь человека с миром носит индивидуальный характер
-
Истина – успешная и работоспособная идея, полезная для достижения какой-либо цели
Дьюи (Dewey) Джон (1859-1952)
-
амер. философ
-
профессор Мичиганского, Чикагского, Колумбийского ун-тов
-
работы:
-
«Психология и педагогика мышления»,
-
«Школа и общество»,
-
«Свобода и культура» и др.
«экспериментальная или инструментальная логика»
-
основное понятие – «опыт» - все многообразие отношений человека с миром
-
познание не процесс установления истины, а возможность эффективного решения проблем