этапы инструментальной логики
-
вступление в неопределенную ситуацию;
-
формулирование проблемы;
-
выдвижение гипотезы для возможного; решение проблемы
-
выведение следствий из гипотезы и критическое их рассмотрение;
-
экспериментальная и практическая проверка гипотезы
Концепция прогрессивного образования
-
Школа – есть особая форма жизни
-
обучение должно осуществляться посредством делания, развивать навыки решения проблем, а не давать совокупность готового знания
Рорти (Porty) Ричард (1931-…)
-
амер. философ
-
профессор гуманитарный наук в Вирджинии
-
работы:
-
«Еще один возможный мир»,
-
«Философия и зеркало природы»,
-
«Случайность, ирония и солидарность» и др.
«метафилософия»
-
Специфика философии – отсутствие единого проблемного поля
-
Философия не занимает привилегированного места в культуре
-
Выделяет два типа философий: общественно-ориентированные и личностно-ориентированные
Трактовки истины
-
Традиция Платона, Канта, Гегеля
-
Познание – движение к верному представлению о мире, абсолютной истине
-
Традиция софистов, постпозитивизма, прагматизма
-
Отказ от поиска истины и достоверного основания знания, признание историчности познания
Герменевтика
-
от греч. – (hermeneua) – разъяснять, возвещать, толковать;
-
в древнегреческой мифологии Гермес – вестник богов, который возвещал и растолковывал смертным веления свыше;
-
в античной культуре: интерпретация сакральных (теологических и юридических) текстов, доступна для посвященных;
-
в средние века: существовала в форме экзегезы – комментирование текстов Библии и законодательных актов
Философская герменевтика Представители:
-
Фридрих Шлейермахер (1768-1834)
-
Вильгельм Дильтей (1833-1911) – представитель философии жизни
-
Ханс Георг Гадамер (1900-2002)
-
Поль Рикёр (1913-…)
Шлейермахер Фридрих
-
Немецкий богослов, философ, переводчик;
-
выдвинул программу создания герменевтики как общего искусства понимания, которое будет применимо для интерпретации различных культурных текстов
Суть позиции
-
Герменевтика – искусство понимания чужой «индивидуальности» - культуры
-
В любом историческом «тексте» необходимо различать два аспекта:
-
предметно-содержательный
-
индивидуально-личностный, выразительный
-
Искусство герменевтики направлено на постижение индивидуальности через «сказанное»
«герменевтический круг»
-
цель интерпретатора – понять «целое»
-
сначала необходимо рассмотреть «части» и затем «собрать целое», т.е. движение от части к целому
-
рассмотрение «части» предполагает «предварительное понимание» целого, т.е. движение от целого к части
Дильтей (Dilthey) Вильгельм (1833-1911)
-
немецкий историк культуры и философ;
-
Работа:
-
«Описательная психология»
Суть позиции
-
герменевтика – метод познания исторических наук
-
основной тезис: «Природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем»
-
герменевтика – искусство понимания письменно зафиксированных жизненных «проявлений» (исторических текстов)
Основная проблема
«Как возможно проникновение в сущность жизни другого?»
«Как возможно сделать предметом знания чувственно данное проявление чужой индивидуальности?»
решение
-
путем обращения к внутреннему созерцанию (интроспекция – самонаблюдение), т.к. в «другом» не ничего, чего не было бы в познающем субъекте
-
путь естественнонаучного познания, где делается акцент на всеобщем (путь объяснения)
-
путь реконструкции (воссоздания) «прошлого»
проблемы
-
«Что необходимо реконструировать в прошлом (событие, причины, контекст, «форму выражения», отношения и оценки и др.)?»
-
«Не является ли идея «индивидуальности» иллюзорной и воображаемой?»
-
«Что «объединяет» Меня и Другого?»: вопрос о «среднем термине»
понимание
-
акт, который требует применения всех душевных способностей индивида
-
не только интеллектуальная деятельность
Риккерт (Rickert) Генрих (1863-1936)
-
нем. философ, представитель баденской школы неокантианства
-
работы:
-
«Границы естественнонаучного образования понятий»,
-
«Науки о природе и науки о культуры» и др.
Суть позиции
-
обращает внимание на связь понятий «понимание» и «смысл»
-
утверждает – понять можно только то, что имеет смысл, т.е. невозможно понять «говорящего», но можно понять «сказанное» им
-
условие понимание – «общий мир смыслов» / «общий логос» / «средний термин» / «мир идей»
понимание
-
приобщение к общему миру смыслов, благодаря мышлению
-
интеллектуальная деятельность
Гадамер (Gadamer) Ханс-Георг (1900-2004?)
-
Немецкий философ, ученик
-
М. Хайдеггера
-
крупнейший представитель современной философской герменевтики
-
Работы:
-
«Истина и метод»
Суть позиции
-
основная проблема – вопрос о «среднем термине»
-
условием понимания является – язык – «средний термин», благодаря которому возможно понимание
-
способ познания, связанный с наукой, не является ни единственным, ни универсальным
-
необходимо признать ценность «предрассудков» (традиционных форм познания – религии, обыденного опыта, искусства и др.) как условия понимания
понимание
-
Способ существования познающего, действующего и оценивающего человека
Рикёр (Ricoeur) Поль (1913-…)
-
франц. философ, ведущий теоретик феноменологической герменевтики
-
профессор ун-тов Парижа, Страсбурга, Чикаго и др.
-
работы:
-
«Герменевтика. Этика. Политика»,
-
«Герменевтика и психоанализ»,
-
«Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение» и др.
Суть позиции
-
Понимание не столько способ познания, сколько способ бытия (т.е. имеет онтологический аспект)
-
задача – разработка обобщающей концепции человека
-
фундаментальное понятие – «личность»
-
изначальным условием человеческого опыта является язык и его символический характер