Современная философия. Феноменология. Представители феноменологии. Представители феноменологии, страница 2

этапы инструментальной логики

  • вступление в неопределенную ситуацию;
  • формулирование проблемы;
  • выдвижение гипотезы для возможного; решение проблемы
  • выведение следствий из гипотезы и критическое их рассмотрение;
  • экспериментальная и практическая проверка гипотезы

Концепция прогрессивного образования

  • Школа – есть особая форма жизни
  • обучение должно осуществляться посредством делания, развивать навыки решения проблем, а не давать совокупность готового знания

Рорти (Porty) Ричард (1931-…)

  • амер. философ
  • профессор гуманитарный наук в Вирджинии
  • работы:
  • «Еще один возможный мир»,
  • «Философия и зеркало природы»,
  • «Случайность, ирония и солидарность» и др.

«метафилософия»

  • Специфика философии – отсутствие единого проблемного поля
  • Философия не занимает привилегированного места в культуре
  • Выделяет два типа философий: общественно-ориентированные и личностно-ориентированные

Трактовки истины

  • Традиция Платона, Канта, Гегеля
  • Познание – движение к верному представлению о мире, абсолютной истине

  • Традиция софистов, постпозитивизма, прагматизма
  • Отказ от поиска истины и достоверного основания знания, признание историчности познания

Герменевтика

  • от греч. – (hermeneua) – разъяснять, возвещать, толковать;
  • в древнегреческой мифологии Гермес – вестник богов, который возвещал и растолковывал смертным веления свыше;
  • в античной культуре: интерпретация сакральных (теологических и юридических) текстов, доступна для посвященных;
  • в средние века: существовала в форме экзегезы – комментирование текстов Библии и законодательных актов

Философская герменевтика Представители:

  • Фридрих Шлейермахер (1768-1834)
  • Вильгельм Дильтей (1833-1911) – представитель философии жизни
  • Ханс Георг Гадамер (1900-2002)
  • Поль Рикёр (1913-…)

Шлейермахер Фридрих

  • Немецкий богослов, философ, переводчик;
  • выдвинул программу создания герменевтики как общего искусства понимания, которое будет применимо для интерпретации различных культурных текстов

Суть позиции

  • Герменевтика – искусство понимания чужой «индивидуальности» - культуры
  • В любом историческом «тексте» необходимо различать два аспекта:
  • предметно-содержательный
  • индивидуально-личностный, выразительный
  • Искусство герменевтики направлено на постижение индивидуальности через «сказанное»

«герменевтический круг»

  • цель интерпретатора – понять «целое»
  • сначала необходимо рассмотреть «части» и затем «собрать целое», т.е. движение от части к целому
  • рассмотрение «части» предполагает «предварительное понимание» целого, т.е. движение от целого к части

Дильтей (Dilthey) Вильгельм (1833-1911)

  • немецкий историк культуры и философ;
  • Работа:
  • «Описательная психология»

Суть позиции

  • герменевтика – метод познания исторических наук
  • основной тезис: «Природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем»
  • герменевтика – искусство понимания письменно зафиксированных жизненных «проявлений» (исторических текстов)

Основная проблема

«Как возможно проникновение в сущность жизни другого?» «Как возможно сделать предметом знания чувственно данное проявление чужой индивидуальности?»

решение

  • путем обращения к внутреннему созерцанию (интроспекция – самонаблюдение), т.к. в «другом» не ничего, чего не было бы в познающем субъекте
  • путь естественнонаучного познания, где делается акцент на всеобщем (путь объяснения)
  • путь реконструкции (воссоздания) «прошлого»

проблемы

  • «Что необходимо реконструировать в прошлом (событие, причины, контекст, «форму выражения», отношения и оценки и др.)?»
  • «Не является ли идея «индивидуальности» иллюзорной и воображаемой?»
  • «Что «объединяет» Меня и Другого?»: вопрос о «среднем термине»

понимание

  • акт, который требует применения всех душевных способностей индивида
  • не только интеллектуальная деятельность

Риккерт (Rickert) Генрих (1863-1936)

  • нем. философ, представитель баденской школы неокантианства
  • работы:
  • «Границы естественнонаучного образования понятий»,
  • «Науки о природе и науки о культуры» и др.

Суть позиции

  • обращает внимание на связь понятий «понимание» и «смысл»
  • утверждает – понять можно только то, что имеет смысл, т.е. невозможно понять «говорящего», но можно понять «сказанное» им
  • условие понимание – «общий мир смыслов» / «общий логос» / «средний термин» / «мир идей»

понимание

  • приобщение к общему миру смыслов, благодаря мышлению
  • интеллектуальная деятельность

Гадамер (Gadamer) Ханс-Георг (1900-2004?)

  • Немецкий философ, ученик
  • М. Хайдеггера
  • крупнейший представитель современной философской герменевтики
  • Работы:
  • «Истина и метод»

Суть позиции

  • основная проблема – вопрос о «среднем термине»
  • условием понимания является – язык – «средний термин», благодаря которому возможно понимание
  • способ познания, связанный с наукой, не является ни единственным, ни универсальным
  • необходимо признать ценность «предрассудков» (традиционных форм познания – религии, обыденного опыта, искусства и др.) как условия понимания

понимание

  • Способ существования познающего, действующего и оценивающего человека

Рикёр (Ricoeur) Поль (1913-…)

  • франц. философ, ведущий теоретик феноменологической герменевтики
  • профессор ун-тов Парижа, Страсбурга, Чикаго и др.
  • работы:
  • «Герменевтика. Этика. Политика»,
  • «Герменевтика и психоанализ»,
  • «Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение» и др.

Суть позиции

  • Понимание не столько способ познания, сколько способ бытия (т.е. имеет онтологический аспект)
  • задача – разработка обобщающей концепции человека
  • фундаментальное понятие – «личность»
  • изначальным условием человеческого опыта является язык и его символический характер