Плеснер (Plessner) Гельмут (1892-1985)
-
нем. философ
-
профессор школы Социальных Исследований в Нью-Йорке, ун-те Цюриха
-
работы:
-
«Ступени органического и человек»
Суть позиции
-
Утверждает центральное, исключительное положение человека в мире
-
Человек трактуется как непостижимая тайна бытия - существо которое постоянно выходит за пределы данного к трансцендентному
-
Критикует метафизическое пренебрежение биологической стороной человеческого существования, а также биологизаторские трактовки человека
-
Основной чертой человека полагает эксцентричность – поведение проявляющееся в отношении к самому себе (прежде всего к своему телу) и окружающему миру
-
Задача философии – постоянно указывать человеку на величие и нищету его человечности, доводить до его сознания проблематичность его существования
Кассирер (Cassirer) Эрнст (1874-1945)
-
нем. философ, представитель Марбургской школа неокантианства
-
ректор Гамбургского университете
-
работы:
-
«Лекции по философии и культуре»,
-
«Философия символических форм»
-
«Познание и действительность»
Суть позиции
-
Полагает, что трактовка человека как носителя «разума» является слишком узкой, т.к. не позволяет объяснить все многообразие форм культуры
-
Условием возможности культуры и ее различных форм (наука, язык, миф, религия, искусство) является «символическая функция» человека
-
Утверждает творчески-активное формирование «картины мира» человеческим сознанием
Хейзенга (Huizinga) Йохан (1972-1945)
-
нидерл. нсторик и теоретик культуры
-
работы:
-
«Осень средневековья»,
-
«Homu ludens. В тени завтрашнего дня» и др.
Суть позиции
-
Основой человеческого общежития считает игру – следование добровольно установленным правилам
-
Критикует массовую культуру
-
Причину кризиса западной цивилизации усматривает в тенденции к иррационализму и интуитивизму
-
условием возможности культуры полагает свободного, нравственно ответственного индивида
-
Подлинная культура обеспечивается равновесием между духовными и материальными ценностями
Гелен (Gehlen) Арнольд (1904-1976)
-
нем. философ, крупнейший представитель философской антропологии
-
работы:
-
«Человек. Его природа и место в мире»,
-
«О систематики антропологии»,
-
«Первобытный человек и поздняя культура» и др.
Суть позиции
-
Определил человека как «недостаточное» существо (в отличие от животного лишен полноценных инстинктов и не находится в изначальной гармонии с «окружающим миром»
-
Человек обладает внутренним избытком побуждений, следовательно главной задачей является их «разгрузка»
-
Невозможность одновременной реализации побуждений делает необходимым «планирование»
-
Действуя в мире человек создает культуру: разные типы сообществ и институты (семья, животноводство, ритуалы и др.)
-
Выделяет в истории три культуры: охотников, земледельцев, индустриальную
-
Индустриальной культуре присущи:
-
отсутствие согласованности институтов между собой
-
утрата нормативного характера взаимодействия
-
Современный человек несет тяжелый груз необходимости принимать решения каждый раз по своему усмотрению, что провоцирует развитие «современного субъективизма»
Образы человека
-
Animal rationale
-
Animal symbolicum
-
Homo ludens
-
Homo pictus
-
Homo insciens
-
Homo creator
-
Homo degeneratus
-
Homo naturalis
-
Homo sapiens
-
Zoon polotikus
проблема происхождения человека
-
эволюционизм
-
креационизм
-
космизм