-
выступает против идеи общества как целостной системы отношений
-
общество состоит из трех независимых друг от друга сфер, которые управляются противоречащими друг другу «осевыми принципами»:
-
экономика — эффективностью,
-
политическая система — принципом равенства,
-
культура — принципом самореализации личности
-
современный капитализм характеризуется разобщение данных сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры - в этом источник противоречий в западном обществе
«Противоречия капитализма в сфере культуры» (1976)
-
по своему содержанию культура имеет дело с экзистенциальными ситуациями смерти, трагедии, долга, любви и т. п.
-
культура изменяется иначе, чем технико-экономическая сфера
-
изменения в культуре не носят поступательного, линейного характера, новое не сменяет старое (как это происходит в области технического прогресса), а происходит расширение культурного содержания
-
современной капиталистической экономики и авангардизму, как форме культуры, присуще общее - отрицание прошлого, динамизм и стремление к новизне
-
однако этим сферам общества свойственны разные «осевые принципы»:
-
в технико-экономической сфере — личность и ее «роли»
-
в культуре — формирование цельной личности
-
это приводит к острому конфликту между экономической системой капитализма и его модернистской культурой
-
одновременно бюрократическая система в экономике приходит в столкновение с принципами равенства и демократии в политике
Эссе «Возвращение сакрального? Аргумент в пользу будущего религии» (1980)
-
изменение современной религии происходит на двух уровнях — социальной структуры и культуры
-
«секуляризация» - изменение религиозного института (уменьшение влияния церкви),
-
«профанация» - изменение религиозных идей и доктрин
Д. Белл:
«Постиндустриальное общество есть такое общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышения качества жизни: в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество…предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве экспертов и технократов»
Философская антропология
Иванова Н.А.
НФИ КемГУ
Мальбранш Никола (1638-1715) французский философ
«Из всех наук, наука о … наиболее достойна внимания. Однако она не сама почитаемая и не самая разработанная. Очень мало посвятивших себя ей и еще меньше в ней преуспевших»
Классификации людей
-
Бывают люди-растения, люди-звери, люди-боги (Жан Поль, франц. писатель)
-
Нет людей чисто беленьких или совершенно черненьких, люди – пестрые (М. Горький)
-
Люди делятся на три типа: мозговой, мускульный, желудочный (Шелдон, амер. психолог)
-
По характеру люди делятся на: холерика, меланхолика, флегматика, сангвиника (К. Гален, антич. врач)
-
Две группы людей: экстраверты и интроверты (К. Юнг)
Философская антропология
-
философское учение о природе и сущности человека
-
философское течение в Западной Европе начала 20в., связанное с работами М.Шелера
Проблемы философской антропологии (ФА)
-
выявление специфике предмета ФА
-
проблема генезиса ФА
-
вопрос о характере развития ФА
-
создание типологий антропологических учений
-
проблема происхождения человека
Специфика предмета проявляется в следующем: