Социальная философия. Автономная область философских исследований анализирующая общество. Типы социальных философий, страница 3

  • размышления о человеке охватывают широкий круг проблем, который практически неисчерпаем
  • при желании ограничить предмет, человек не охватывается в своей целостности

Проблема генезиса

  • Позиции Э. Кассирера
  • Позиция Н. Бердяева
  • Позиция Э. Фромма

Вопрос о характере развития

  • М. Шелер: антропологическая проблематика развивается последовательно и постепенно
  • М. Бубер: антропологическая проблематика связана с самочувствием человека
  • Д. Белл: одна и та же эпоха может вызывать разные мироощущения

Бубер (Buber) Мартин (1878-1965)

  • еврейск. религиозный философ
  • получил образование в Венском, Цюрихском и Берлинском ун-тах
  • профессор ун-та Франкфурта-на-Майне, Еврейского ун-та в Иерусалиме
  • работы:
  • «Два образа веры»,
  • «Das Problem des Menschen»
  • «Ich und Du»

Суть позиции

  • Отстаивал религиозные ценности иудаистской и христианской традиции
  • Пытался возродить хасидизм – мистическое движение в иудаизме, распространенное в странах Западной Европе в XVIII-XIX вв.
  • Разделял установки приверженцев утопического социализма
  • Различает два основных мира, обусловленных отношением индивида к окружающей действительности:
  • мир основанный на отношении «Я – Оно», когда человек как субъект мышления и действия, принимает окружающие его предметы и других людей в качестве безличных объектов и вещей, предназначенных для утилитарного использования, эксплуатации, манипуляции, контроля
  • мир основанный на отношении «Я – Ты», предполагающий установление неотчужденных, одухотворенных связей между человеком и его окружением
  • Задача философии – выявление диалогической природы человеческого бытия, устранение всевозможных преград, стоящих на пути формирования искренних отношений между людьми

Шелер (Scheler) Макс (1874-1928)

  • нем. философ и социолог
  • один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания
  • работы:
  • «Положение человека в космосе»,
  • «Человек и история»,
  • «Формы знания и общество» и др.

Типология М.Шелера в работе «Положение человека в космосе»

  • Греко-античная концепция (философская)
  • Иудейско-христианская концепция (религиозная)
  • Натуралистическая концепция (научная)

Суть позиции

  • выделяет ступени развития психического:
  • чувственное стремление (присуще всему живому от растений до человека)
  • инстинкт
  • ассоциативная память
  • практический интеллект, заключающийся в способности выбора и предвидения
  • дух (присущ только человеку)

«Дух»

  • способность к «экзистенциальному освобождению» от органического мира
  • своеобразная «открытость миру»
  • совокупность разума, интуитивного постижения сути вещей, эмоциональные и волевые акты, включая любовь, страдание, жалость, почтительность, отчаяние, свободный выбор и др.

Типология М.Шелера в работе «Человек и история»

  • Теория деканадса (А. Гелен)
  • Теория сверхчеловека

Суть позиции

  • Всякий человеческий акт двойствен: он одновременно и духовен и витален
  • Действия человека могут быть направлены или на духовное или на витальное содержание
  • Выделяет две области:
  • реальное – область витальных инстинктов, влечений, потребностей; включает три изначальных влечения (голод, половое влечение, инстинкт власти)
  • идеальное – царство истин, идей и ценностей; три формы социальности – хозяйство, институт брака и государства
  • Различает цели и задачи взаимосвязанных наук:
  • «реальная социология»/социология базиса – должна раскрыть как витальные влечения кристаллизуются в определенных социальных институтах
  • философская антропология – должна анализировать влечения
  • социология культуры/социология надстройки – должна раскрыть закон, которому подчинена область идеального