-
размышления о человеке охватывают широкий круг проблем, который практически неисчерпаем
-
при желании ограничить предмет, человек не охватывается в своей целостности
Проблема генезиса


-
Позиции Э. Кассирера
-
Позиция Н. Бердяева
-
Позиция Э. Фромма

Вопрос о характере развития
-
М. Шелер: антропологическая проблематика развивается последовательно и постепенно
-
М. Бубер: антропологическая проблематика связана с самочувствием человека
-
Д. Белл: одна и та же эпоха может вызывать разные мироощущения
Бубер (Buber) Мартин (1878-1965)
-
еврейск. религиозный философ
-
получил образование в Венском, Цюрихском и Берлинском ун-тах
-
профессор ун-та Франкфурта-на-Майне, Еврейского ун-та в Иерусалиме
-
работы:
-
«Два образа веры»,
-
«Das Problem des Menschen»
-
«Ich und Du»

Суть позиции
-
Отстаивал религиозные ценности иудаистской и христианской традиции
-
Пытался возродить хасидизм – мистическое движение в иудаизме, распространенное в странах Западной Европе в XVIII-XIX вв.
-
Разделял установки приверженцев утопического социализма
-
Различает два основных мира, обусловленных отношением индивида к окружающей действительности:
-
мир основанный на отношении «Я – Оно», когда человек как субъект мышления и действия, принимает окружающие его предметы и других людей в качестве безличных объектов и вещей, предназначенных для утилитарного использования, эксплуатации, манипуляции, контроля
-
мир основанный на отношении «Я – Ты», предполагающий установление неотчужденных, одухотворенных связей между человеком и его окружением
-
Задача философии – выявление диалогической природы человеческого бытия, устранение всевозможных преград, стоящих на пути формирования искренних отношений между людьми
Шелер (Scheler) Макс (1874-1928)

-
нем. философ и социолог
-
один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания
-
работы:
-
«Положение человека в космосе»,
-
«Человек и история»,
-
«Формы знания и общество» и др.
Типология М.Шелера в работе «Положение человека в космосе»

-
Греко-античная концепция (философская)
-
Иудейско-христианская концепция (религиозная)
-
Натуралистическая концепция (научная)


Суть позиции
-
выделяет ступени развития психического:
-
чувственное стремление (присуще всему живому от растений до человека)
-
инстинкт
-
ассоциативная память
-
практический интеллект, заключающийся в способности выбора и предвидения
-
дух (присущ только человеку)
«Дух»
-
способность к «экзистенциальному освобождению» от органического мира
-
своеобразная «открытость миру»
-
совокупность разума, интуитивного постижения сути вещей, эмоциональные и волевые акты, включая любовь, страдание, жалость, почтительность, отчаяние, свободный выбор и др.
Типология М.Шелера в работе «Человек и история»
-
Теория деканадса (А. Гелен)
-
Теория сверхчеловека


Суть позиции
-
Всякий человеческий акт двойствен: он одновременно и духовен и витален
-
Действия человека могут быть направлены или на духовное или на витальное содержание
-
Выделяет две области:
-
реальное – область витальных инстинктов, влечений, потребностей; включает три изначальных влечения (голод, половое влечение, инстинкт власти)
-
идеальное – царство истин, идей и ценностей; три формы социальности – хозяйство, институт брака и государства
-
Различает цели и задачи взаимосвязанных наук:
-
«реальная социология»/социология базиса – должна раскрыть как витальные влечения кристаллизуются в определенных социальных институтах
-
философская антропология – должна анализировать влечения
-
социология культуры/социология надстройки – должна раскрыть закон, которому подчинена область идеального