ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский политехнический университет»
Кафедра теоретической и прикладной механики
ПРИВОД РЕМЕННО-ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ
Пояснительная записка
МЕХ ПЗ
Студент __________________________
Руководитель работы доцент____________________________
Томск-2009
Редуктор цилиндрический одноступенчатый с открытой ременной передачей
Исходные данные:
Номинальная мощность, передаваемая приводом Рвых= 3,4 кВт.
Частота вращения выходного вала пвых=150 об/мин
Срок службы привода t=23000 часов
Привод реверсивный
ОГЛАВЛЕНИЕ
Выбор электродвигателя и кинематический расчёт _____5
Расчёт зубчатых колес редуктора________________________ 6
Предварительный расчет валов редуктора_______________11
Конструктивные размеры шестерни и колеса____________12
Конструктивные размеры корпуса редуктора____________13
Выбор подшипников качения__________________________14
Расчет ременной передачи_____________________________15
Проверка долговечности подшипников__________________17
Проверка прочности шпоночных соединений____________22
Уточнённый расчёт валов______________________________23
Посадки основных деталей редуктора___________________25
Выбор сорта масла____________________________________26
Сборка редуктора_____________________________________27
Заключение__________________________________________28
Литература___________________________________________29
Курсовой проект по деталям машин является первой конструкторской работой студента, выполненной на основе знаний общеобразовательных, общетехнических и общеспециальных дисциплин. Работа над проектом включает анализ назначения и условий работы проектируемых деталей; наиболее рациональные конструктивные решения с учетом технологических, монтажных, эксплуатационных и экономических требований; и кинематические расчеты; и определение сил, действующих на детали и узлы; и расчеты конструкций на прочность; выбор материалов; и процесс сборки и разборки конструкций; и многое другое.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатой или червячной передачи, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.
Редуктор состоит из корпуса, в котором помещают элементы передач зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д.
Редукторы классифицируют по следующим признакам: типу передачи, числу ступеней, типу зубчатых колес, относительному расположению валов в пространстве, особенностям кинематической схемы. Рассмотрим одноступенчатый цилиндрический редуктор с внутренним зацеплением.
1. Выбор электродвигателя и кинематический расчёт
1.1. Определение требуемой мощности электродвигателя
В соответствии с рекомендациями [5,с.41]:
КПД открытой ременной передачи 0,95-0,97; принимаем =0,96;
Коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения 0,99-0,995; принимаем =0,99;
КПД пары цилиндрических зубчатых колёс 0,96-0,97; принимаем =0,97;
=××= 0,96× 0,99×0,97=0,913.
Ртр=Рвых/=3,4/0,913=3,73 кВт;
1.2. Выбор электродвигателя
По требуемой мощности в соответствии с [4, с.328] выбираем электродвигатель 4А100L4. Его основные параметры:
а) номинальная мощность Рном=4 кВт;
б) синхронная частота вращения п=1500 об/мин;
в) диаметр выходного конца вала dдв=28 мм;
г) скольжение s=4,7%;
Частота вращения ротора электродвигателя с учётом скольжения:
пдв=п(1-s)=1500(1-0,047)= 1429,5 об/мин.
1.3. Определение общего передаточного отношения и разбивка его по ступеням привода
Передаточное отношение привода:
U=пдв /пвых=1429,5 /150=9,53;
По рекомендациям [4, с.7], а также, учитывая стандартный ряд передаточных чисел, намечаем частные передаточные числа: ременной передачи=2,5;
Тогда передаточное число редуктора
u2=U/u1=9,53/2,5=3,81.
Ближайшее стандартное значение – 4;
Погрешность
u2= [(4-3,81)/ 3,81]×100%=4,7% >[u]; [u]=3%;
Таким образом, уточнённое значение передаточных чисел:
u1=2,5; u2=3,81
1.4. Кинематический расчёт привода
Определяем частоты вращения на валах привода:
п1=пдв=1429,5 об/мин;
п2=п1/u1=1429,5/2,5=571,8 об/мин;
п3=п2/u2=571,8/3,81=150 об/мин;
Угловые скорости на валах привода:
w1=п1/30=3,14×1429,5/30=149,62 рад/с;
w2=w1/u1=149,62/2,5=59,85 рад/с;
w3=w2/u2=59,85/3,81=15,71 рад/с;
Крутящий момент на валу электродвигателя:
Тдв=Ртр /w1=3,73×1000 /149,62=24,9 Нм;
Крутящие моменты на валах привода:
Т1=Тдв =24,9 Нм;
Т2=Т1× u1 ×× =24,9× 2,5× 0,96×0,99=59,16 Н м;
Т3=Т2×u2××=59,16×3,81×0,99×0,97=216,45 Н м;
2. Расчёт зубчатых колёс редуктора
2.1 Выбор материала
По рекомендациям [4, с.28], выбираем материалы со следующими механическими характеристиками:
для шестерни сталь 45, термообработка – улучшение, твёрдость
НВ 230;
для колеса – сталь 45, термообработка – улучшение, твёрдость НВ 200.
2.2 Определение допускаемых контактных напряжений.
– допускаемые контактные напряжения шестерни
– допускаемые контактные напряжения колеса;
=(2HB1+70)KHL / [SH];
=(2HB2+70)KHL /[SH];
KHL – коэффициент долговечности;
;
где - число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости. В соответствии с [5, с.51] в зависимости от твёрдости материала для шестерни циклов для колеса циклов
N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы (наработка)
где w – угловая скорость соответствующего вала;
- срок службы привода (ресурс);
для шестерни циклов для колеса циклов.
Так как , то
[SH]=1,1; - коэффициент запаса.
допускаемые контактные напряжения шестерни
=(2×230+70)×1/ 1,1=481,82 МПа ;
допускаемые контактные напряжения колеса
=(2×200+70)×1/ 1,1=427,27 МПа ;
Расчет ведём по меньшему значению =427,27 МПа;
2.3 Расчёт геометрических параметров зубчатого зацепления
Коэффициент нагрузки КНВ принимаем предварительно по [4,с.26], как в случае несимметричного расположения колёс, значение КНВ=1,25.
По рекомендациям [4,с.30],принимаем коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию BA=b/aw=0,25 (прямозубое зацепление);
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей прямых зубьев для внутреннего зацепления:
Aw=(u-1)× мм.
Принимаем ближайшее большее стандартное значение Aw=100 мм;
тогда значение модуля передачи будет определяться как
мм.
Принимаем стандартное значение из 1-го ряда m=2мм.
Принимаем .
Число зубьев колеса
;
проверяем передаточное отношение
;
Погрешность
U=(3,81-3,78)/3,78×100%=0,85<[U]=3%;
итак ; ;
Основные размеры шестерни и колеса:
Диаметры делительные:
d1=m×z1 =2×36 =72мм ;
d2= 2×AW+d1=2×100+72 =272 мм.
Диаметры вершин зубьев:
da1=d1+2m=72+2×2=76 мм;
da2=d2-2m=272-2×2=268 мм;
Ширина колеса:
b2=BA AW=0,25×100=25 мм
Принимаем b2=25 мм.
Ширина шестерни:
b1=b2+5мм=30 мм
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
BD=b1 / d1=30/72=0,42.
Окружная скорость колёс и степень точности передачи:
V=w2×d1/2=59,85×30/2×1000=2,15 м/с.
При такой скорости следует принять 8-ю степень точности.
2.4 Определение действующих контактных напряжений
Коэффициент нагрузки
;
По [4,с.32] принимаем: при BD=0,42; консольном расположении колёс по отношению к опорам и твёрдостиHB350 принимаем k=1,15;
для прямозубого зацепления принимаем k=1,00;
для прямозубого зацепления, твёрдостиHB350 и скорости
v=2,15 м/с принимаем k=1,05;
k=1,15×1,00×1,05=1,21;
Проверка контактных напряжений (МПа): H=310/AW×
<=427,27 МПа;
2.5 Силовой расчёт передачи
Силы, действующие в зацеплении:
Ft=2T2 / d1=2×59160/72=1643,3 Н;
Радиальная:
Fr= Ft ×tg =1643,3×tg20 =598,1 H;
2.6 Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба:
=Ft×KF×YF /b×mn ;
Здесь коэффициент нагрузки
;
приBD=0,42; консольном расположении колёс по отношению к опорам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.