Способы сварки рельсов (Электроконтактная, электродуговая, газопрессовая и алюмотермитная сварка), страница 4

          Геометрия стрелочных переводов такова, что применение в пути сварочных машин для электроконтактной сварки затруднено, поэтому для сварки стыков в зоне перевода применяется термитная сварка, выполняемая с использованием специальной оснастки.

          Стыки в пределах стрелочных переводов проектов 2726, 2728. 2750 и 2799 подлежат алюминотермитной сварке в соответствии с ТУ «Алюминотермитная сварка рельсов в пределах стрелочных переводов»  1997 г.

          Для погашения продольных температурных сил, возникающих в рельсовых плетях, стрелочные переводы отделяются от бесстыкового пути двумя парами уравнительных рельсов с каждой стороны перево­да. Это типовое решение, написанное в ТУ-2000, не может быть ис­пользовано на участках, примыкающих к сварным стрелочным пере­водам на скоростных линиях.           

           На базе Экспериментального кольца ВНИИЖТа проводились опытные работы с использованием алюминотермитной сварки рельсовых элементов типов Р65 и Р50, полигонные и эксплуатационные испытания стрелочных переводов со сварными стыками. Во время полигонных испытаний алюминотермитных сварных соединений здесь было пропущено около 310 млн. т груза брутто.

          Установленный гарантийный срок службы сварных стыков стрелочных переводов, выполненных алюми­нотермитным способом, для рельсов типа Р65 составляет 100 млн. т брутто пропущенного по ним груза, но не более трех лет со дня проведения сварочных работ.           

          Сварка стыков (кроме изолирующих) стрелоч­ных переводов, уложенных на деревянных или же­лезобетонных брусьях, в главных, приемо-отправочных, станционных и горочных путях применяется на железных дорогах Российской Федерации с 1996 г. В Департаменте пути и сооружений разра­ботаны и утверждены Технические условия на алюминотермитную сварку рельсов в пределах стре­лочных переводов.

          В настоящее время на Экспериментальном кольце продолжают совершенствовать технологии алюминотермитной сварки рельсовых элементов стрелочных переводов вместе с фирмами «Элект­ро-Термит» и «Рельтех». Алюминотермитная сварка внедряется в метрополитенах для соединения пу­тевых и контактного рельсов. В то же время про­водятся научные исследования, направленные на создание отечественной технологии и материалов для ее реализации.

         Преимущества сварных стыков, выполненных по данной технологии, такие как: высокие прочностные характеристики, однородность структуры стали, повышенная прямолинейность подтверждены актами ВНИИЖТ и актами проверок качества сварки стыков стрелочных переводов на линии С.Петербург-Москва.

          В основе алюминотермитной сварки лежит хи­мическая реакция, происходящая с большим вы­делением тепла между основными частями тер­митной порции (окись железа и высокочистый алюминий тонкого помола) после ее точечного поджига с кислородом. К основным составным частям добавляются частицы стали для демпфи­рования реакции, а также в зависимости от свари­ваемого материала различные легирующие до­бавки (С, Mn, Cr, V, Мо). В результате образуется сталь определенного качества для сварки и шлак.

          Алюминотермитная сварка осуществляется путем нагрева и расплавления свариваемых металлов теплом термитов порошкообразных горящих смесей металлов с окислами металлов, главным образом, алюминиевого термита (смесь 22 % алюминия и 78 % железной окалины).

          Алюминотермитная сварка рельсов состоит из следующих операций:

-  рихтовка зазора между свариваемыми торцами рельсов;

-  формовка места сварки при помощи огнеупор­ных материалов;

-  прогрев рельсов;

-  заливка термитной стали в форму;

-  выдержка стали в форме;

-  удаление сварочной формы;

-  обработка сварного шва;

-  прогрев шва;

-  шлифовка рельсов в зоне сварки.

          Алюминотермитная сварка рельсов может применяться для сваривания объемнозакаленных рельсов с рельсами, имеющими поверхностную закалку, или поверхностно закаленных рельсов между собой, а также с термически неупрочненными.  При этом применяется термит повышенной прочности марки 1200 (с временным сопротивлением литого металла 1200 кН/мм). При сварке термически неупрочненных рельсов применяется термит обычной прочности марки 900.

          Алюминотермитная сварка  производится  при  положительной температуре воздуха не ниже +5°С. При отрицательной температуре требуется дополнительный прогрев концов рельсов на длине 1м от стыка.

Рис. 7.6.  Термическая обработка стыка.

В таблице 7.3 приведены наименьшие приемочные значения показателей прочности и пластичности рельсов, сваренных термитом, при статическом поперечном изгибе. При испытании образцов рельсов, сваренных по технологиям фирм «Электро-Термит» и «Рельтех», минимальные значения разрушающей нагрузки и стрелы прогиба соответствуют или превышают наименьшие приемочные значения показателей прочности и пластичности.

Таблица 7.3.

Наименьшие значения прочности и пластичности рельсов, при статическом поперечном изгибе.

     Зона растяжения образцов на пролете 1 м.

Разрушающая нагрузка, кН, для рельсов типа

Стрела прогиба, мм, для рельсов типа

Р65

Р50

Р65

Р50

Подошва (нагружение на головку)

1500

1000

20

20

Головка (нагружение на подошву)

1250

850

15

15