ТЕМА 16 Скрытое бронирование автомобилей
Титулованные и коронованные особы, обремененные деньгами и властью, во все времена служили излюбленной мишенью для заговорщиков и террористов всех мастей и оттенков. И неудивительно стремление «потенциальных VIP-жертв» оградиться от непредсказуемого и враждебного внешнего мира за броневыми плитами своих транспортных средств.
Самыми древним VIP-броневиком следует, видимо, считать закрытую металлическую колесницу сподвижника Чингисхана, монгольского полководца Субудай Багатура, обнаруженную при раскопках близ южнокорейского города Пусан. Химический анализ брони показал, что уже тогда умели плавить легированную сталь с добавками вольфрама и молибдена, способную противостоять не только стрелам, но и современным винтовочным пулям.
Но вернемся в динамичный и тревожный XX век, когда волна терроризма и политических убийств захлестнула едва ли не все страны, порождая гражданские и мировые войны. В этом ракурсе бронированные VIP - мобили приобрели особое значение и распространение.
Остановимся же на наиболее известных образцах.
После поражения в I мировой войне, лавируя между пунктами Версальского договора, германское руководство всячески поощряло завуалированное внедрение военных разработок в гражданское на вид производство. Именно в Германии уже с 1928 года на фоне жестяных и фанерных рейхсверовских муляжей бронетехники стали появляться автомобили скрытого бронирования, предназначенные для высших чинов государства. Приход к власти Адольфа Гитлера ускорил процесс до неприличия, поправ все международные соглашения. Фюрер, неравнодушный к большим машинам с мощными моторами, отдавал предпочтение концерну Daimler - Benz. И руководство фирмы, зная его вкусы, старалось, как могло.
Рис. 1. Бронированный Mercedes императора Хирохито – один из первых VIP- броненосцев (1935 г.)
Рис. 2. Grooser Mercedes Тур 770 W 150 с кузовом Pullman – limousine (1938 г.)
Рис. 3. Mercedes – Benz G4
Рис. 4. Grooser Mercedes Тур 770 W 150 (1940 г.)
Самой шикарной моделью, в соответствии со стилем третьего рейха, стал Grooser Mercedes Тур 770. Если в первых моделях (W07 71930-1938 гг.) броня навешивалась после сборки, то машины второй серии (W150 1938-1943 гг.) оснащались 18-мм крупповской защитой уже в ее ходе (рис. 4). Мало того, «770-е броненосцы» получили 40-миллиметровые пуленепробиваемые стекла и 20-секционные боестойкие колеса. Крылья для компенсации веса делали из алюминия. В подлокотниках заднего сиденья скрывались футляры для автоматического оружия. Подушка сиденья рядом с водителем откидывалась, образуя постамент для фюрера, что доставляло немало хлопот службе охраны - ЕЗБ. Кстати, Гитлеру удалось пережить около трех сотен покушений.
В отличие от Гитлера, Генрих Гиммлер избегал излишнего общения, пользуясь полностью закрытой максимально защищенной модификацией с кузовом pullman – limousine (рис. 2). После убийства в мае 1942 года рейхспротектора Богемии и Моравии Гейдриха, немцы построили десяток таких машин. До наших дней уцелело только три.
Другая любимая броне модель фюрера - 3-осный вездеход Mercedes – Benz G4 (рис. 3). Именно на нем Гитлер триумфально въехал в Прагу в марте 1939 года. А всего с 1934 по 1939 г. для высших представителей «тысячелетнего рейха» построили 72 подобных монстра.
Апофеозом нацистского технического маразма следует считать бронирование спортивного родстера Mercedes – Benz 540К персонально для шефа люфтваффе Германа Геринга. Машину с (шасси №169334) заказала рейхсканцелярия в 1937 году; Гитлер подарил ее Герингу. Из-за необычной голубой окраски этот автомобиль известен всему миру как «голубой гусь Геринга». С 1956 года «гусь» находится в закрытой частной коллекции в США и оценивается в сумму около 3,5 млн. долл.
Послевоенные бронелимузины Mercedes сходят со стапелей концерна под маркой Mercedes – Benz Guard («телохранитель»).
Рис. 5. Бронированный Mercedes Benz 600 (1964 г.)
Важнейшим их достоинством считается принцип интегрированной защиты. Это значит, что усиленные и упрочненные элементы появляются не в результате переделки готовой машины, а встраиваются при сборке «черного» кузова. Его несущий каркас, детали подвески, петли и рамы дверей и другие элементы также усиливают в расчете на дополнительную нагрузку, т. к. масса двери, например, достигает 100 кг, а весь Mercedes S - класса с наивысшей степенью защиты В6/В7 (от обстрела армейской винтовкой) тяжелее стандартного на 1435 кг. Однако, на взгляд, только специалист отличит «Гард» от обычного «Мерса» (рис. 7). Спецмашины проходят полный комплекс «антитеррористических» и ходовых испытаний и только потом поступают VIP-клиентам. Качество защиты мог на деле оценить президент Грузии Э.Шеварднадзе в феврале 1998 года при неудачной попытке покушения на его особу (рис.б).
Рис. 6. Mercedes, спасший жизнь Эдуарду Шеварднадзе (1998 г.)
Рис.7. Бронированный Mercedes E- класса после испытательного обстрела
А всего с 1928 года фирмой построено около пяти тыс. легковых броненосцев. Сейчас спецзащитой оснащают модели Е-, S- и G-класса, и поставляются они по всему миру, в том числе и в Россию. И нашествие их не остановить.
В мире есть еще один производитель легковых машин, выполняющий заводское бронирование. И тоже - германский. Конечно же, ВМW.
Баварцы, как правило, строят «броневики» на базе длинно-базной версии модели 750i. Получаются автомобили с уровнем защиты В7/С5, способные противостоять обстрелу из снайперской винтовки Драгунова (СВД), взрыву под днищем двух гранат и даже подрыву 15 кг тротила - не ближе пяти метров от машины. Для активной обороны предусмотрены бойницы в дверях, замаскированные под динамики стереосистемы.
Бронированный ВМW внешне мало отличается от своих стандартных собратьев. Только тренированный глаз обратит внимание на траурную кайму по краям стекол, которая недвусмысленно намекает на их 6-сантиметровую толщину.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.